Больше рецензий

AVS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2020 г. 20:31

2K

5 Очень полезная и интересная книга!

Знаете ли вы, что у нас есть два ума? Об одном точно все знают - это рациональный ум, обдумывающий и размышляющий. Однако о наличии второго - эмоционального - у нас очень скудные представления (а вы вообще знали о его существовании?) Автор книги утверждает, что постановка вопроса "Разум или чувства?" неверна, поскольку на самом деле эти два ума не противоречат друг другу, а напротив, "эмоции питают рациональный ум и воодушевляют его на действия, а рациональным ум облагораживает эмоции и в некоторых случаях запрещает их проявление". И важно, чтобы они были в согласии.

Уже давно известно, что для достижения успеха в жизни совсем не достаточно одного высокого IQ и уж совершенно точно высокий IQ не делает человека счастливым. Что же еще требуется? EQ, то есть эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект включает в себя: самопознание, то есть распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, управление эмоциями, умение распознавать эмоции других людей и поддерживать взаимоотношения.

В книге рассматривается множество вопросов касательно эмоций: что такое вообще эмоции, развитие мозга, функционирование нервной системы, влияние позитивных и негативных эмоций на физиологию (это не выдумка, а вполне себе физически и биологически доказуемая реальность!), важность эмоциональной компетентности родителей ("как вырастить хулигана")...
Короче говоря, очень увлекательная книга по психологии, полезная как родителям, так учителям и вообще всем. Каждая глава начинается с какой-то истории из жизни, что делает рассуждения автора более наглядными.

Прочитав эту книгу, я поняла, что нашему обществу нужно срочно менять приоритеты. Бог с ними, с двойками по математике, с невыполненной домашкой! Здоровая психика - своя и своих детей - вот что важно в первую очередь! Умение мирно разрешить конфликты, экологично выражать эмоции, эмпатия, принятие, умение слышать другого и при этом быть собой... Пока этому не уделяется достаточно внимания, в мире процветает наркомания, алкоголизм, половая распущенность, жестокость в семье и просто элементарные скандалы... Все потому, что мы не понимаем себя и других людей, и никто не учит нас этому. Нет, конечно, существует психотерапия, и в некоторых странах она довольно популярна, но в целом...

А плохая успеваемость часто является следствием психологических проблем, а не низких умственных способностей. Дети, имеющие друзей, учатся лучше, интересный факт, правда?

"Быть эмоционально грамотным так же важно для усвоения знаний, как знакомым с математико и чтением".

"Выбывание из школы грозит в первую очередь детям, отвергнутым социумом. Для детей, не принятых сверстниками, процент отсева из школы в два—восемь раз выше, чем для детей, у которых есть друзья."

Гоулман предлагает вводить уроки по эмоциям наравне с остальными предметами в школе. И такой опыт уже есть, по крайней мере, в Америке. Сегодня тема эмоциональной компетентности звучит все чаще и у нас, и это радует. В книге маловато практических советов, тем не менее, из нее можно извлечь достаточно полезной информации. Рекомендую!

Немного полезного.
Для контроля эмоций предложена следующая схема - светофор:

"Красный свет
1. Остановись, успокойся и подумай, прежде чем действовать
Желтый свет
2. Расскажи о своих трудностях и о том, какие чувства ты при этом испытываешь.
3. Поставь себе позитивную цель.
4. Придумай варианты решений.
5. Заранее подумай о последствиях.
Зеленый свет
6. Приступай к действиям и следуй наилучшему плану."

"Отсутствие слов, чтобы выразить чувства, означает, что чувства вы с собой не соотносите."

"Эмоции обогащают, и без них ум становится пресным."

"Пока хорошее настроение длится, оно усиливает способность к гибкому и более сложному мышлению, облегчая таким образом поиск решения проблем, причем не важно каких - интеллектуальных или межличностный. Выходит, что один из способов помочь кому-нибудь как следует обдумать проблему - рассказать анекдот. Смех, как и душевный подъем или приподнятое настроение, похоже, помогает людям более широко мыслить и свободнее находить ассоциации, замечая взаимосвязи, которые в противном случае, возможно, ускользнули бы от них."