Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2020 г. 20:33

4K

3 Почему Глуховский не любит Собянина

Я, если честно, так и не понял, почему эта книга приобрела такую оглушительную популярность. Причем не только в родном Отечестве, но и во всем мире, посмотрите на количество переводов на иностранные языки у этого романа, другие русскоязычные фантасты - ни Пехов, ни Лукьяненко не могут даже мечтать о таком. А по количеству продолжений и разного рода фанфиков "Метро" уступает только "Гарри Поттеру" и "Сумеркам", опять же, в России не имея конкурентов кроме "Сталкеров". Шутка ли, целая книжная серия метровскому миру посвящена, в которой засветилось более двух десятков авторов.

Но повторюсь, я так и не понял в чем же причина такого успеха этой книги. Ведь написана она довольно графоманисто, язык не богатый, можно сказать на грани примитивности, диалоги туповатые. Да и действию не хватает динамики и интриги. Невнятные и герои, особенно главный - Артём, его поступки не подчиняются какой-то логике. Хотя, одно объяснение у меня есть - это новая литература эпохи компьютерных игр, автор предлагает читателю некий квест, да, в книге - это один единственный вариант, но у "подготовленного" читателя включается фантазия и он начинает домысливать, а что было бы, если бы...

Недаром по книге сделали игру, мне кажется, она и замысливалась как некий базовый каркас для последовавшей за ней игры. Ведь что главное в этой книге? Это герой, это его миссия, и это четко обозначенная схема возможных маршрутов с прописанными препятствиями, герою необходимо для выполнения миссии выбрать оптимальный путь и преодолеть возникающие на пути препятствия. Хотя, надо признать, что игра зажила своей жизнью, развиваясь в новых направлениях, но каркасом все же служит роман Глуховского.

Но это еще не всё, по жанру я бы не рискнул относить эту книгу к фантастике. Постапокалипсис - это еще не маркер, по которому можно безошибочно опознать фантастическое произведение. У меня сложилось впечатление, что в случае с "глуховским метро" я имел дело с самым настоящим фэнтези. В самом деле, мир метро прописан для фантастической литературы просто безобразно, автор совсем не задумывается о причинно-следственных связях, обязательных для настоящей фантастики. Вот, он решил описать общество людей, случайно оказавшихся в московском метро в момент ядерной катастрофы. У меня вопрос к Глуховскому: где он видел в метро свиней и кур? Как они туда попали, ведь по его логике выходит, что они там были на момент катастрофы. Или москвичи, живущие в Алтуфьево, Медведково и Ясенево, спешно спускаясь в метро, гнали перед собой любимых хрюшек, которых они разводили на своих лоджиях и балконах?

А откуда в метро столько стрелкового оружия и патронов? В метро с оружием еще попробуй пройди, опять же, на момент катастрофы в метро этого добра быть не могло, а если бы какое-то количество военных и заскочило бы туда с оружием в последний момент, сколько бы патронов они смогли бы с собой пронести? В лучшем случае по паре рожков на брата, эти патроны при самом бережном расходовании закончились бы в кратчайшее время, но в фэнтезийном мире Глуховского их так до хрена, что они служат даже валютой, такое впечатление, что где-то на одной из станций Ганзы налажено их производство. Только из чего?

С монстрами тоже не убедительно получилось, формирование новых биологических видов в такие сжатые сроки - два десятилетия - это тоже фэнтези, а не фантастика, ну, а апофеозом авторской халтуры в этом направлении является агрессивная слизь на кремлевской станции Метро-2, куда же без него.

Ну, и самый главный минус книги, для меня по крайней мере, это - бессовестная политическая спекуляция. Люди, спасшиеся в предлагаемых условиях, вместо того, чтобы сплотиться и максимально подстроить новый социум под задачу выживания, занимаются каким-то идиотизмом, играя в коммунистов, фашистов, сектантов, демократов. Выглядит это карикатурно и пошло, и все отмазки по поводу того, что таким образом автор хотел высмеять современное ему общество, не работают, потому что, если хочешь что-то высмеять - это должно быть главной идеей книги, а здесь политическая палитра - декорация квеста для главного героя, выполняющего свою миссию. Вот его миссия - это главное.

Но миссия Артёма размыта до невозможности, непонятно - зачем он прется в Полис, цели постоянно меняются, спутники тоже, и становится понятно, что главное - это даже не миссия, а путь в рамках этой миссии, я же говорю - квест.

И когда это становится понятно, приходит осознание невероятной скуки и бессмысленности траты времени на чтение распиаренной книги. А завершающее роман Евангелие от Артёма вообще выглядит апофеозом пафосной глупости. Да, с пафосом у автора получился перебор, и это главный индикатор того, что иронией и сарказмом здесь даже не пахнет.

Но самый главный удар по книге наносят не критики, а нынешний мэр Москвы - Собянин. Ведь за те 13 лет, что прошли с момента выхода книги, он так расширил московское метро, продлив старые ветки и понастроив новых, что география глуховской подземки выглядит уже архаичной, пора переписывать книгу, да и с названием пора поработать, 2033 год уже не за горами.

1242

Комментарии


Ну, просто невозможно промолчать и не отметить прекрасный номер этой рецензии! )))

картинка Ludmila888


Кстати, сумма цифр числа 2033 тоже равна 8, то есть бесконечности...)

картинка Ludmila888


Ура! Спасибо!
Да здравствует бесконечность......................................................


написана она довольно графоманисто, язык не богатый, можно сказать на грани примитивности, диалоги туповатые

- как же я с вами согласен! Но, видимо, мы с вами очень далеки от целевой аудитории этой книги. И поэтому чего-то не понимаем. Это, впрочем, никак не отменяет того, что русским литературным языком автор владеет очень плохо (или не владеет вовсе).


Рад взаимопониманию )


Или москвичи, живущие в Алтуфьево, Медведково и Ясенево, спешно спускаясь в метро, гнали перед собой любимых хрюшек, которых они разводили на своих лоджиях и балконах?

Вы сделали мой вечер :)) Я со своим буйным воображением так живо это представила )))
Да еще напомнили Башакова с его "патронов до хрена"))
А книжка у меня в электронке лежит, но читать теперь вот уж точно не стану.


Спасибо ) А книжку можно и почитать, чтобы иметь свое, независимое ни от кого мнение...


Хрюшки с выставки на ВДНХ)

То, что книжка графоманская - согласен. Выстрелила - полагаю благодаря богатой идее, которая валялась под ногами, но только Глуховский догадался поднять.


Если бы он еще догадался поработать над ней как следует, без халтуры )


Ну вот... А я собирался прочесть :(


Меня зацепила удачно показанная атмосфера полуразрушенного метро: темнота, клаустрофобия, опасность. Два дня потом темноты боялся. На одно прочтение, да для молодого человека - книга неплохая.


Популярность скорее всего из за игры и грамотный маркетинг. Мне кажется это не худшая книга из современных авторов, которых я читал. Например, после Зулейхи открывыющей глаза, было отвратительное чувство по типу "что я сейчас прочитал". Понимаю, что жанры разные, но даже если сравнить слог то Глуховский пишет лучше.