Больше рецензий

26 ноября 2020 г. 11:04

642

4

Что-то после прочтения «Идиота» я пребываю в некотором ступоре и не могу сложить слова в более-менее приличную картинку. И все-то вроде понятно, а как начнешь строить картину произошедшего в своей голове и анализировать прочитанное – ничего не получается.
Вот князь Мышкин, главный герой романа и обладатель звания «идиот». Больной эпилепсией, долго лечившийся за границей, князь приезжает обратно в Россию. Скучал, да и дела делать надо. И тут его разом захлестывает вихрь всякий разных невероятных знакомств и событий. Естественно, на родине намного интереснее.
Каждый, кто знакомится с князем Мышкиным, за глаза или прямо говорит, что он – идиот, и что с него, собственно, можно взять. Но потом непременно меняет свое мнение: теперь это уже истинно ребенок, но с глубокими и умными рассуждениями. Наивен, доверчив, добр аж до тошноты и всегда говорит все то, о чем думает. Нет какого-то барьера или стены между собеседниками: все тебе честно ответит и расскажет, и укажет путь, и поможет оправиться и измениться.
Казалось бы, все самые возвышенные и лучшие человеческие качества слились в душе князя Мышкина: в каждом человеке он находил что-то человеческое и живое, верил в возможность исправить весь мир вокруг себя, не замечая порочности и лицемерия общества. Вспомнить сцену со светским званым ужином, где князь, в силу своей наивности и внутренней чистоты, искренне верил в благородство и высокие моральные принципы собравшихся, высказывая им свою глубочайшую признательность и покорность. Восхищенный образованностью и хорошим тактом, Мышкин в силу своего характера, не смог разглядеть основу, на которой держится высшее общество. На деле же, все обстояло совсем не так, как виделось ему:

«Ему и в мысль не могло прийти, что все это простосердечие и благородство, остроумие и высокое собственное достоинство есть, может быть, только великолепная художественная выделка. Большинство гостей состояло даже, несмотря на внушающую наружность, из довольно пустых людей, которые, впрочем, и сами не знали, в самодовольстве своем, что многое в них хорошее – одна выделка, в которой притом они не виноваты, ибо она досталась им бессознательно и по наследству».

Возможно, это и хорошо, что князь остался верен своим фантастическим иллюзиям; такому человеку было бы слишком мучительно столкнуться с реальностью.
Так что же? Получается, идиот – тот, кто подобен Христу, совершает добро и сеет везде чистоту и высокие моральные принципы, тот, кто свято верит в какую-то честность и благородство. Конечно же, на деле идиоты все, а не он, но печально то, что в глазах общества идиоты как раз такие уникальные люди. Попав после Швейцарии в такое аморальное и низкое общество, где любовь продают за деньги, где лесть и пустые слова значат больше, чем прямота и собственное достоинство, князь Мышкин остался верен своим немного наивным в нашем понимании принципам, стараясь при этом как-то изменить общество. И ему это отчасти удалось.
Достоевский отрицательно относился к страсти, безумной любви, считая истинно великой любовью только любовь к Богу. Именно поэтому все персонажи его романов, которые были подвержены страстной любви, являлись негативными персонажами. Воплощение такого негативного персонажа, подверженного нечеловеческой страсти – Парфён Семенович Рогожин, человек не глупый, обеспеченный и не сказать, что совсем уж плохой. Рогожин мог чего-то достигнуть в жизни, выбиться в люди, но выбрал страсть и нечеловеческую любовь к Настасье Филипповне, которая не могла ответить на его любовь такой же страстью. В итоге, мы видим греховного человека со всеми пороками и несовершенствами, человека, который противопоставляется князю Мышкину. Рогожин сходит с ума, поддавшись чувству слепой страсти, отдавшись ему без остатка, разрушая при этом свою жизнь и не думая о будущем.
Совершенно непонятна осталась для меня Настасья Филипповна. Возможно, эта та женщина, которой нет места в этом мире, какое бы оно ни было: чистое и светлое, либо порочное и грязное. От всего хорошего она держалась стороной, уверяя себя в том, что такая женщина недостойна жить в гармонии и спокойствии. При этом, от подлости и низости ее тоже воротило: князь разглядел в ней это противоречие и неспособность выбрать, глубокое страдание и безумие.
Таким людям, как князь, нет места в нашем мире. Они либо сойдут с ума, либо попадут под нож; пока общество будет воспитывать определенные ценности, не относящиеся к светлым сторонам души, нам не видать таких светлых и искренних людей. Тем не менее, за небольшой промежуток времени, отведенный князю Мышкину, он изо всех сил пытаться взрастить вокруг себя что-то человеческое, раз за разом возвращаясь и пытаясь помочь всем, но не себе.