Больше рецензий

24 ноября 2020 г. 18:25

863

4 «Но жизнь без удовольствий не имеет смысла». (с)

Рецензия на I книгу — «Темный оттенок магии».
Рецензия на III книгу — «Сотворение света».

⠀⠀⠀Не откладывая своё желание прочитать серию на потом, я сразу же взялась за вторую книгу — «Тени сгущаются». Виктория Шваб создала уникальный мир, который не повторяет какой-либо. По крайней мере, я пока не встречала таких вариантов альтернативных миров. Первая книга вызывала у меня восторг, хотя были свои проблемы и с персонажами, и с атмосферой. Вторая книга осталась на одном уровне с первой — сюжет уравновешивает проблему с персонажами и атмосферой. В целом я испытала положительные эмоции при прочтении второй книги, но стала ощущаться медлительность. Обо всём по порядку.

Сюжет, задумка и персонажи:

⠀⠀⠀Прошло 4 месяца посоле событий первой книги. Келл живёт прежней жизнью при королевском дворе. Принцу Раю поручают провести Эссен Таш, или же Игру Стихий, куда съезжаются маги из трёх империй — Веска, Фаро и Арнса, чтобы показать, кто же является самым сильным. Обманом принц записывает своего друга на состязание, чтобы тот мог наконец-то сразиться с настоящими противниками и не чахнуть в тренировочном зале. В то же время Делайла Бард путешествует на корабле вместе с пиратами-каперами, во главе которых стоит Алукард Эмери. Он пытается жить как раньше, не думая о взбалмошной воровке, а она стремится найти себя, учась магии и прячась от прошлого. И, пока они ищут друг друга, вдали от них, в закрытом Чёрном Лондоне просыпается древнее зло, которое нашло себе тело, и теперь готово вернуться. Главным героям придётся многое решить, и прежде всего понять, что на них надвигается невиданное ранее зло.

⠀⠀⠀Итак, сюжет снова развивается линейно, иногда чувствуется медлительность, которая не была свойственна первой книге. Основная задумка — это Игра Стихий, которая позволяет читателю больше узнать о магии, империях и мире, некоторых персонажах; а также идея с королём теней из Чёрного Лондона и Холландом. Эти две идеи, которые стали основой сюжета второй книги, развиваются постепенно. Игра Стихий кажется скучноватой, хотя некоторые схватки были интересным. Если говорить о короле теней, то тут уже увлекательнее, так как мы больше узнаём о Чёрном Лондоне и его состоянии. Интересный поворот с этой задумкой, но кажется немного предсказуемым (по крайней мере, мне). При этом читается легко и просто. Детальность мира радует.

⠀⠀⠀Если говорить о проблеме нехватки нужной атмосферы в первой книге, то ситуация во второй не стала намного лучше. Чёрный Лондон/Белый Лондон получились неплохими с точки зрения атмосферы — нагнетающие и пугающие. Но Эссен Таш получился скучным, хотя задумка с магическими играми интересная (и всегда меня привлекает), если уметь раскрыть её оригинально. Тут оригинальная идея, но не хватило атмосферы. Так как я уже начала читать третью книгу, то я чувствую, что мнение поменяется — атмосфера там лучше, так что есть что ожидать в будущем.

⠀⠀⠀И да, наконец-то больше истории о мире. В частности, о мире Красного Лондона. И всё благодаря путешествиям Лайлы и Игре Стихий, где мы больше узнаём об устройстве мира. Есть империи, у которых свои амбиции. Интересно, будет ли карта с амбициями разыграна в будущем? Плюс немного больше узнаём о Чёрном Лондоне, но пока непростительно мало. Иногда появляется чувство затянутости. И в рецензии к первой книге не говорила о том, что мне нравится система магии. Да, человек может иметь способности к магии, но у всего есть своя цена. Нужно уметь её контролировать, не давать ей завладеть душой. Но кажется, Лайла пока этого не понимает.

⠀⠀⠀Поговорим о персонажах. Если быть честной, Лайла стала раздражать, хотя раньше она вызывала некий восторг. Да, интрига в ней осталась, но раздражение резко возросло. У неё здравые мысли по поводу жизни и смерти — спору нет, но её поведение вызывает отторжение. Например, то, как она попала на состязание. На войне все средства хороши? Попала для чего? Доказать, что способна на что-то? Причём не самой себе, а другому человеку. Прежде всего человек должен быть уверен в себе, и ничего доказывать не придётся. Мы можем хвастаться — никто не спорит, но Лайла рвалась из кожи вон, чтобы доказать, что у неё есть магия. Ниже будет цитата с её ответом Келлу. Как я уже говорила, мысль вполне адекватна, но в контексте сюжета кажется безрассудной. Она ведёт себя как маленький обиженный ребёнок, которой не дали её любимую сладость. Я пыталась найти ей оправдания, и порой это получалось сделать, но пока она вызывает раздражение. Плюс, она вообще не думает о том, что может причинить боль своими поступками. Персонаж развивается, но это развитие меня не радует. Хорошо, что оно есть. Оно не должно нравиться мне на 100% (всё же интрига есть, плюс, мне нравится её манера общения). И да, понравилась химия между ней и Алукардом — отличная дружба, которая могла бы стать чем-то большим, если бы не... ну, вы поняли, если читали.

«Всем кажется, что я рвусь навстречу смерти, так? Но я не хочу умирать. Это дело нехитрое. Я хочу жить. Но только приближаясь к смерти, чувствуешь себя живой. А заглянув ей в глаза, вдруг понимаешь, что до сих пор и не жил по-настоящему. А только притворялся. Может, я и чокнутая, но жизнь полна красок только тогда, когда ею рискуешь».

⠀⠀⠀У Келла та же проблема, что и у Лайлы — ещё больше раздражения из-за поведения персонажа. Прежде всего, он уже не ребёнок, и должен понимать, что действие вызывает противодействие. Запрещая что-либо Лайле (хотя кто он ей, чтобы запрещать), он мотивирует её дальше заниматься тем, чем она занимается. В итоге он больше истерит (его исчезновение под конец книги — вообще сюр), а она делает больше безрассудного (хотя последний поступок, видимо, спасёт всех их). Келл остаётся таким же гиперзаботливым парнем, который хочет спасти своих друзей от всего на свете. Вспоминается метод Ж.-Ж. Руссо, который говорил, что детям порой надо дать возможность «пораниться», чтобы понять ценность чего-либо. Гиперопека ещ ни к чесу хорошему не приводила. Пока его история не раскрыта, всё ещё остаётся интрига. Плюс развязка знаменует нечто интересное с участием Келла в финальной книге — жду. Но а пока, главные герои — скорее головная боль. Они не должны быть идеальными, но я рада видеть хоть какое-то развитие. Больше всего меня порадовал его диалог с Георгом по поводу магии и Бога:

«Разве в вашем мире нет Бога? – Келл покачал головой. Георг этого не ожидал. – Вообще никакой высшей силы?
– Я этого не говорил, – произнес Келл. – Пожалуй, можно сказать, что мы поклоняемся магии. Она и есть наша высшая сила.
– Это ересь.
Келл приподнял бровь, убрал руку с гробницы.
– Ваше величество, вы поклоняетесь тому, чего не можете ни увидеть, ни коснуться, а я поклоняюсь тому, с чем связан ежеминутно, каждый день. Что из этого более логично?
Георг нахмурился.
– Дело не в логике, а в вере».

⠀⠀⠀Новый персонаж — Алукард Эмери. В первой половине книги я думала, что нашла своего любимчика — искрометный юмор, проницательный, сильный, загадочный. Да и его история с Раем очень трогательная... и горячая. Но во второй половине он всё меньше и меньше появляется в сюжете, играя второстепенную роль. Авторка ловко маневрирует между героями, но странно, когда сначала она уделяет огромное внимание истории и персонажу, а потом будто забывает о них. Принц Рай всё же остаётся скучным, но история стала более увлекательной после появления Алукарда. Казалось бы, это огромный плюс, что есть наконец-то какое-то развитие. В частности, мы видим больше его каких-то действий/поступков, больше мыслей. Но почему видим? Только благодаря Келлу и Алукарду. Именно эти персонажи дают ему развитие. Хочется видеть самостоятельное развитие, которое сделает персонажа более глубоким и интересным. Ощущение, будто без них он будет статичным и тривиальным. Я даже начинаю сопереживать этому герою из-за этого, хочется подловить какие-то интересные моменты с ним. Мои ожидания оправдались — авторка не поступила так глупо, убив окончательно Холланда. Это было бы непростительно глупо и необдуманно, потому что у персонажа огромнейший потенциал, который, явно, окажет влияние на сюжет и персонажей. И вторая книга это чётко показывает. Странное преображение, но его линия всё же интересна, даже больше, чем линия с Игрой Стихий. Тут есть история Чёрного Лондона и загадка короля. Персонаж двойственный — то ли начинаешь его ненавидеть, потому что понимаешь, что он хочет навредить главным героям, то ли начинаешь его оценивать, потому что мотивы у него вполне благородные. Как же я обожаю двойственность в персонажах-антагонистах!

⠀⠀⠀Любопытно узнать, как авторка сможет раскрыть историю Лайлы и Келла, задумку с Холландом и королём (кульминация второй книги), дилемму с меткой у принца, вопросы отношения персонажей в последней книге. Нужно ещё постараться это качественно упаковать и подать читателю. Посмотрим, что получилось в следующей книге.

Выводы:
⠀⠀⠀У вторых книг (и не только) всегда есть задача/проблема — переплюнуть первую и остаться на одном уровне. Я не могу сказать, что вторая книга смогла переплюнуть первую. Она на том же уровне, так как сюжет уравновешивает медленное развитие персонажей. Впечатление то же самое. Это ни хорошо, ни плохо. Стабильность — залог успеха, как говорится? Мир оттенков расширяется, и события становятся более насыщенными. Сюжет закручивается, и интрига остаётся. Мы видим, что мир — это не только Лондон, тут есть множество других мест. Следует ли читать эту книгу? Да, вторая книга не хуже первой, и тут есть интересные персонажи (например, Алукард).

Комментарии


Про Алукарда согласна полностью, да и здесь "злодеи" колоритные такие. Кстати, мне ещё очень нравится у тебя оформление рецензий, очень здорово выглядит


Спасибо большое, очень приятно!))