Больше рецензий

homo_proletarian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 ноября 2020 г. 21:45

1K

5

В оценке книги я создал двойственность суждения, исходя из которой я даю различную ценность идеям авторам и самой книге. Проще говоря-я превозношу автора и его взгляды в их одновременной революционности, и закрываю глаза, и прощаю его за примитиврость возрений и язык книги-Золотая классика, любимая всеми за свои недостатки.
Говоря об Лукреции, то он действительно кажется революционером, даже неким богоподобием, ибо материалистические взгляды на мир; отсутствие души, богов и атомарность были познаны каким-то неведомым трансцендентальным способом, при этом не обладая всей совокупностью технологий, что есть у человечества сегодня. Именно его трезвым воззрениям я отдаю дань,ещё раз называя его революционером, что тысячи лет назад смог объяснить законы мироздания.

Если в начале своего труда "Миф о Сизифе" Альбер Камю задаёт вопрос о цели философии, говоря, что вся её направленность заключалась в поиске ответа на вопрос-стоит ли она быть прожитой,-Есть лишь один поистине серьёзный философский вопрос-вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит-это значит ответить на основопологающий вопрос философии. Все же прочие вопросы-имеет ли мир три измерения, существует ли девять или двенадцать категорий духа-следуют потом. (ой)

хмм... то я же считаю, что главный вопрос философии-это поиск первоначал. Но парадокс состоит в том, что Лукреций ответил на него, и в этой коннотации философии он уже не имеет места быть. И тем отчаянней она пытается создавать себе новые вопросы, дабы не впасть в абсурд от своих попыток


Так-то вот каждый бежит от себя и, понятно, не может


Прочь убежать; поневоле с собой остаётся в досаде,


1070 Ибо причины своей болезни недужный не знает.


А понимай он её, он бы, всё остальное оставив,


Прежде всего природу вещей постарался постигнуть.


Дело ведь здесь не идёт о каком-нибудь часе едином,


А состояньи, в каком неизбежно все смертные люди


Должны по смерти своей во веки веков оставаться.


Что ж, наконец, за несчастная страсть и привязанность к жизни


Нас заставляет всегда трепетать в постоянной тревоге?


Определённый предел установлен для века людского,


И ожидает нас всех неизбежная встреча со смертью.


1080 Кроме того, обращаясь всегда в окружении том же,


Новых добиться утех нельзя продолжением жизни:


То, чего у нас нет, представляется нам вожделенным,


Но, достигая его, вожделенно мы ищем другого,


И неуёмной всегда томимся мы жаждою жизни.


Нам неизвестно, какой нам выпадет жребий в грядущем,


Что нам готовит судьба и какой нас конец ожидает.


На волос даже нельзя продлением жизни уменьшить


Длительность смерти никак и добиться её сокращенья,


Чтобы поменьше могли мы пробить в состоянии смерти,


1090 Сколько угодно прожить поколений поэтому можешь,


Всё-таки вечная смерть непременно тебя ожидает,


В небытии пребывать суждено одинаково долго


Тем, кто конец положил своей жизни сегодня, и также


Тем, кто скончался уже на месяцы раньше и годы.

В труде,несмотря на его сложность в языке автора, есть ряд фундаментальных принципов (отрезков), которые расправляются со всеми суевериями, что по сей день царят в головах людей. Стоит ещё похвалить Лукреция или найти для себя полюс в том, что притимновность понимания основ мироздания все ещё имеет материалистический базис. И даже такого уровня аргументы, больше логически основанные- ценны в своей простоте и истинности, ибо не имеют сложных объяснений, теории, присущей современным концепциям о природе вещей. Объяснения Лукреция более чем актуальны для современного человека,что смотрит на мир те ми же глазами, что и человек эпохи Лукреция. В этом ещё большая особенность и эстетическая ценность поэмы - в её приятно сложном и одновременно красивом языке. Именно он придаёт ей изысканность и последующее интеллектуальное наслаждение, как от материализма  в основе идей- содержание... так и от языка - от формы. Читать поэму Лукреция, это как пить дорогое вино (я не пил)

Выясним, есть ли конец у пространства во всём его целом


Или безмерно оно и зияет бездонною бездной.


Нет никакого конца ни с одной стороны у вселенной,


Ибо иначе края непременно она бы имела;


960 Края ж не может иметь, очевидно, ничто, если только


Вне его нет ничего, что его отделяет, что б видно


Было, доколе следить за ним наше чувство способно.


Если ж должны мы признать, что нет ничего за вселенной,


Нет и краев у неё и нет ни конца ни предела.


И безразлично, в какой ты находишься части вселенной:


Где бы ты ни был, везде, с того места, что ты занимаешь,


Всё бесконечной она остаётся во всех направленьях.


Кроме того, коль признать, что пространство вселенной конечно,


То если б кто-нибудь вдруг, разбежавшись в стремительном беге,


970 Крайних пределов достиг и оттуда, напрягши все силы,


Бросил с размаху копьё, то, — как ты считаешь? — оно бы


Вдаль полетело, стремясь неуклонно к намеченной цели,


Или же что-нибудь там на пути бы ему помешало?


То иль другое признать придётся тебе неизбежно,


Но ни одно не даёт тебе выхода, и согласиться


Должен ты, что без конца распростёрто пространство вселенной.