Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2020 г. 20:42

3K

4.5 Обыкновенные исполнители Холокоста

Мужчины из 101-го резервного полицейского батальона стали убийцами, будучи поставлены в подобные условия, но кто на их месте не стал бы?

Автор исследует деятельность резервного полицейского батальона 101 во время Второй мировой. Изучаются релевантные события на территории оккупированной Польши и, насколько это возможно, личности тех, кто принимал в них непосредственное участие. Основной задачей, поставленной руководством перед батальоном, было практическое осуществление т.н. «окончательного решения еврейского вопроса» в Европе. Приводя даты и (часто ориентировочные) цифры, Кристофер Браунинг прослеживает деградацию личного состава подразделения. Из обычных немецких граждан, большинство которых относилось к рабочему и низшему среднему классам, они трансформировались в хладнокровных убийц.
Вначале (the Józefów massacre) многие в 101-м батальоне не стремились быть причастными к уничтожению безоружных людей, старались избежать прямого вовлечения (особенно если речь шла о детях), а некоторые открыто об этом заявляли.

Upon learning of the imminent massacre, Buchmann made clear to Hagen that as a Hamburg businessman and reserve lieutenant, he “would in no case participate in such an action, in which defenseless women and children are shot.” He asked for another assignment.

Однако понадобилось всего несколько месяцев, чтобы участие в облавах на евреев, ликвидациях гетто и массовых убийствах стали для них рутиной. Теперь уже не было недостатка в тех, кто добровольно вызывался выполнять «работу».
Для тех, кто оказался частью резервного батальона, кошмар перестал восприниматься как таковой и стал почти нормой. Восприятие деформировалось, в результате чего «нормальность сама стала крайне ненормальной». Известно, что в силу привычки люди обладают способностью адаптироваться очень ко многому.
Автор, американский историк Холокоста, отмечает параллели между выборами участников эксперимента Милгрэма (описание эксперимента) и поведением батальона. При этом имеются качественные различия. Никакой эксперимент не может воссоздать сложную комбинацию параметров, определяющих действительность, в данном случае реалии нацистского режима.
Важно помнить, что полицейские из 101-го батальона находились в условиях «тотальной войны». Даже без нацистской расистской идеологии, воюющим сторонам присуща дегуманизация противника. Война и пропаганда работали в одном направлении, взаимно усиливая производимый эффект.
Тем не менее серия опытов Милгрэма, вскрывающая некоторые неприглядные особенности человеческой природы, помогает приблизиться к объяснению поступков батальона.
Выявляется стремление людей «подчиняться авторитету» - не из страха наказания, а как результат социализации и эволюции. Большинство отличает желание нравиться другим, особенно тем, чьё мнение считается уважаемым. Тенденция «выглядеть хорошо» в глазах вышестоящих может приводить, как показал Милгрэм, к причинению жестоких страданий совершенно незнакомым людям.
Все мы так или иначе любим получать социальное одобрение. Признание со стороны коллектива в широком смысле этого слова – пластичный обоюдоострый инструмент, который может быть использован как с положительным, так и с отрицательным знаком. Это в первую очередь зависит от принятых в том или ином обществе в конкретный момент времени моральных норм. Если, к примеру, вам довелось быть частью племени каннибалов, то, вполне очевидно, какие поведенческие паттерны будут с высокой вероятностью приветствоваться вами и вашими соплеменниками.
Также известно, что исполнителям было легче подавить какие-либо внутренние протесты, когда им не приходилось самим убивать. В частности, во время организации депортаций еврейского населения в концлагеря они могли позволить себе «не думать» о дальнейшей судьбе переправляемых ими людей.

Для того чтобы внутренне принять действительность, которая резко расходилась с тем, к чему коллектив батальона привык за годы мирной жизни, нужно было её как-то рационализировать и найти оправдание собственным поступкам.
В подобных кейсах идеологическая подложка играет ключевую роль, так как она позволяет индивиду рассматривать своё поведение как шаг на пути достижения благой цели. Но на резервный полицейский батальон 101 влияли и другие факторы, экзогенного и эндогенного происхождения.
На основе протоколов судебных допросов 60-х гг. (когда в ФРГ расследовали деятельность батальона) автор стремится разобраться, как договаривались со своей совестью участники тех трагических событий.
Спустя примерно 20 лет post actum они отвечали на вопросы о том, что ими двигало и был ли у них выбор.

Приведём несколько мотивов, которые кажутся вполне убедительными и человеческими.
Имели место страх показаться трусом, боязнь оказаться в изоляции и нежелание подвести товарищей (если я откажусь, им придётся взять всю «грязную работу» на себя), с которыми они ощущали особую общность (мы одни в чужой враждебной стране).
Многие полицейские говорили, что для них ключевым стимулом было не мнение начальства, а нежелание потерять лицо в глазах сослуживцев (the pressures of conformity).

Опасались также возможных последствий. Однако автор говорит о том, что случаи серьёзного наказания в результате отказа участвовать в массовых расправах над мирными людьми не задокументированы. Следовательно, можно предположить, что те, кто отказывался, ощутимых последствий не несли. Но участники событий об этом не знали и могли искренне опасаться возмездия, если они осмелятся выделиться из стаи.
Как мы знаем, сообщество, или коллектив, оказывает значительное влияние на поведение и устанавливает нравственные стандарты, которые воспринимают большинство его членов. К тому же в тоталитарных государствах XX века у властей получалось заставлять массы верить в своё всесилие и вездесущность. В результате, по всей видимости, понижалось чувство личной ответственности за свои поступки.

Историк, по сути, опровергает концепцию авторитарной личности Теодора Адорно. Браунинг показывает, что нет никаких оснований предполагать, что личный состав 101-го батальона отличался властолюбием, амбициозностью или повышенной склонностью к насилию. Он состоял из не очень молодых мужчин, формирующие годы которых пришлись на донацистскую эпоху (т.е. они знали иные общественные нормы) и которые происходили из социальной среды, по крайней мере первоначально не симпатизирующей нацизму.

Many came from a social milieu that was relatively unreceptive to National Socialism. They knew perfectly well the moral norms of German society before the Nazis. They had earlier standards by which to judge the Nazi policies they were asked to carry out.

Далее Браунинг отмечает, что многие были родом из Гамбурга, имевшего репутацию города Германии, наименее затронутого идеологией национал-социализма.
Все эти аспекты позволили ему прийти к следующему заключению:

These men would not seem to have been a very promising group from which to recruit mass murderers on behalf of the Nazi vision of a racial utopia free of Jews.

Но, наряду с другими факторами, даже небольшая власть, особенно когда её носитель к ней не подготовлен, имеет разлагающий эффект, притом в относительно короткий срок. Если обращаться к художественному материалу на тему «пагубного влияния власти», можно упомянуть фильм «Догвилль» (18+). Там с убийственной ясностью показано, как сложно бывает удержаться в границах гуманности…
Иными словами, независимо от наличия авторитарного потенциала (если допустить релевантность такого определения), в определённых ситуациях большинство индивидов ведёт себя агрессивно по отношению к другим индивидам. В примерах, подобных тем, которые рассматривает Браунинг, не жестокость является исключением, а внятный и реализованный на практике отказ от неё.

Автор считает, что не нужно преувеличивать силу воздействия пропаганды на среднестатистического служащего батальона. Большинство памфлетов и агиток, циркулирующих в этой среде, были в первую очередь адресованы молодым военным в начале их карьеры. По Браунингу, среднестатистический служащий батальона - мужчина средних лет, у которого уже были семья и какая-то гражданская профессия, - нечасто мог ассоциировать себя с образцами из пропагандистских памфлетов. Это, конечно, никак не отменяет факта масштабной манипуляции в Третьем рейхе, но снижает роль внешнего воздействия на коллективное поведение батальона. К тому же в текстах подобной направленности желанной целью, как правило, провозглашалось «Европа, свободная от евреев». Речь не шла непосредственно об убийствах людей.
Аналогично, антисемитские настроения до 1933 года, значение которых иногда преувеличивают, не могут быть достаточно веским аргументом, стоящим за рассматриваемыми в книге поступками.

Подведём итоги. Браунинг на примере одного полицейского батальона показывает, как происходила постепенная деформация сознания. 101-ое подразделение состояло в большинстве своём, как говорит заголовок, из «ordinary men» - обычных людей, незамеченных до этого в правонарушениях.
Микроисторическое исследование показывает, что в случае 101-го батальона ситуационные, социо-культурные и институциональные факторы превалируют над биологическими или психологическими. Дело не в какой-то особенной природе отдельных индивидов, а в рамках, в которые эти индивиды поставлены, и в стандартах морали, которые им навязываются, прямо и косвенно.
Один из важных, хотя и дискуссионных, выводов заключается в том, что в теории человеком, совершающим массовые убийства, может стать практически любой. Никто не может быть уверен, что с ним такого никогда и ни при каких обстоятельствах не случилось бы.
Неудивительно, что не всем нравится такое, пусть и умозрительное, допущение. Вспоминается Оскар Уайльд: «Ненависть девятнадцатого века [читай, многих других веков] к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале».
Отмечу, что существенную часть книги составляют описания совершаемых батальоном зверств. В этой информации нет ничего нового, и, на мой взгляд, по ней можно просто бегло пройтись.

Закончить хочется актуальной цитатой: «Поведение любого человеческого существа - сложнейший феномен. Без сомнения, любой историк, который пытается "объяснить" его, впадает в определённое высокомерие».

P.S. То, что я с интепретацией автора, пусть и с некоторыми оговорками, согласна, думаю, видно из моей высокой (даже слегка завышенной) оценки книги.

#Нон-фикшн 2020
В рамках игры «Спаси книгу - напиши рецензию!»

Комментарии


Тем не менее серия опытов Милгрэма, вскрывающая некоторые неприглядные особенности человеческой природы, помогает приблизиться к объяснению поступков батальона.

Ужасно. Когда такое читаешь становится очень грустно... и немного стыдно за людей.

Если обращаться к художественному материалу на тему «пагубного влияния власти», можно упомянуть фильм «Догвилль»

Еще эта тема быстрой деградации обычных людей под воздействием обстоятельств хорошо раскрыта в "Под куполом" Стивена Кинга.
А что ты вдруг (или не вдруг) решила читать книгу на такую мрачную тему?)
Спасибо за обзор, Ника!


деградации обычных людей под воздействием обстоятельств хорошо раскрыта в "Под куполом" Стивена Кинга.

Признаюсь, я очень мало читала Кинга. Но знаю, что Стивен Кинг - Под Куполом многим нравится, вроде даже есть сериал по книге... Смущает только её объём, больше 1000 страниц, если верить ЛЛ. Но все равно спасибо за рекомендацию...
Кристина, спасибо тебе большое за внимание к моему обзору!


Смущает только её объём, больше 1000 страниц,

Так и есть, это такой кирпич, но читается книга легко и быстро. На мой вкус только концовка не очень вышла, не дотягивает до общего уровня, но роман однозначно сильный.


Забыла ответить

А что ты вдруг (или не вдруг) решила читать книгу на такую мрачную тему

Книгу мне было нужно просмотреть... писать рецензию я изначально не собиралась, но потом записалась в "нон-фикшн" и нужно было что-то написать. И по ходу как-то расписалась...


Спасибо, Ника.


Женя, тебе спасибо, что читаешь.


Как у Кирста в Фабрике офицеров

Солдат должен брать пример с того, кому он служит. Тот же, кто служит преступнику, вольно или невольно становится его сообщником.

Да... но здесь проблема в том, что не всегда бывает четко понятно, кто есть преступник.
Спасибо Вам за внимание и отклик.


не всегда бывает четко понятно, кто есть преступник.

Наверное, точнее будет сформулировать: "преступники практически никогда не начинают с объявления того, что они собираются совершить преступления..."


Подавляющее большинство как раз не хотят разбираться в моральных качествах вышестоящих. Это как корпоративная солидарность. Тут чисто вопрос везения с начальством.
Я почему привела цитату из книги Кирста, он в ней поднимает мысль о том, что нацисты во главе с Гитлером уронили в ноль понятие чести офицера, солдата и вообще военного. Вопрос ответственности. Даже на Нюрнбергском процессе, насколько я помню, простых солдат не судили.


мысль о том, что нацисты во главе с Гитлером уронили в ноль понятие чести офицера, солдата и вообще военного.

Вероятно, это имело место... наряду с другими факторами.
Может быть, прочту как-нибудь "Фабрику офицеров". Спасибо за наводку.


Ника, не угадал я с твоей рецензией и думал это будет другая ( я как в картах подглядел прочитанное тобой и поставил на "Подстрочник")
Но тем интереснее вышло.
Так вот значит почему ты так отозвалась на мою рецензию на Воннегута и в виш её занесла?
И правда, нужно сделать перерыв между ними.

Вначале (the Józefów massacre) многие в 101-м батальоне не стремились быть причастными к уничтожению безоружных людей, старались избежать прямого вовлечения (особенно если речь шла о детях), а некоторые открыто об этом заявляли.

Ник, а вот такое плавное погружение в ад и надлом свой личности ужасен.
Помнишь опыт с лягушкой? Погрузили её в горячую воду и она сразу выпрыгнула.
А когда погрузили в тёплую и медленно нагревали, то она сварилась заживо.
Так и тут. Если бы сразу людям дали пистолет и направили на затылок женщины или ребёнка, оторвав их от чудесного летнего дня и мира, они бы ужаснулись и бросили пистолет и закричали бы и что-то ещё сделали.. быть может не очень то и думая о себе.
А вот так..медленно срастаясь с мерзостью и тьмой.. уступая себя ей.

Однако понадобилось всего несколько месяцев, чтобы участие в облавах на евреев, ликвидациях гетто и массовых убийствах стали для них рутиной.

Верное и страшное слово, Ника - рутина.
Помнишь Достоевского? - Ко всему подлец-человек привыкает...
И знаешь что страшно? Это почти как на войне. Все покровы ложные и нет, срываются и человек предстаёт таким каков он есть.
Вот человек в мирной жизни - чудесный и заботливый, храбрый даже... а сколько на войне таких ломалось?
А бывает в жизни робкий человек и т.д., а на войне раскрывался и умирал героем.
Так и тут. И толком не знаешь кто сломается. И что самое страшное, на себя ведь 100% не скажешь гордо: ну я то другое дело, я бы не стал убивать.
Хотя по тем или иным признакам и можно понять, сможет эту мерзость сделать человек или нет.
Ник, чуть в сторону: вот встречаются молодые люди. Любят, ласковые друг к другу. Не налюбуешься.
А потом.. он ей отрубает пальцы или вонзает в неё 40 раз нож на глазах у ребёнка.
Что это? Да, есть в человеке тёмные бездны, которые и ему не известны, но .. я верю, что и этими безднами можно чуточку жить и приручать уже раньше.
Верю, и знаю по опыту, что были очень милые люди, но с трещинками уже странными, проявляющихся в мелочах, а потом они делали больно своим любимым. Очень больно.
И есть люди, их мало, даже среди друзей, на которых посмотришь и скажешь: он никогда не ударит ни женщину ни ребёнка и никого не убьёт. В нём я уверен.
Они.. до всего этого как-то странно и грустно вели диалог с бездной в себе. Такие скорее себя убьют.

Про эксперимент Милгрэма.
Уже слышал у нём. На схожую тему даже фильмы были сняты. Жуть.

Там с убийственной ясностью показано, как сложно бывает удержаться в границах гуманности…

Ох, Ник, прекрасный и сложный фильм ты затронула: Догвилль.
Да, там края соприкасаются с тем что ты пишешь.
Но там гнев и отчаяние, полное разуверение... в окружающем.
По сути это можно спровоцировать во многих, но с другого конца.

Поведение любого человеческого существа - сложнейший феномен

Или как сказал бы Достоевский: человек есть тайна...

Никуш, большое спасибо за такое подробное исследование такой сложной темы.
Прекрасная рецензия.
Хорошего тёплого дня, Ник)


и поставил на "Подстрочник"

Да, недавно его с удовольствием прочитала. "Подстрочник" - своеобразный текст, там много колорита эпохи и описаний событий и лиц, но подача Лунгиной очень личная. И это хорошо, но на такие тексты воспоминаний сложно писать рецензию.
А ты его читал?

Да, есть в человеке тёмные бездны, которые и ему не известны, но .. я верю, что и этими безднами можно чуточку жить и приручать уже раньше.

Я тоже верю, Саш. Если не верить, станет совсем печально, а внутренняя радость человеку нужна.
Думаю, если человек осознает, что есть где-то там в его душе эти глубоководные бездны, значит, возможно, он сможет в них не свалиться, если вдруг... И ты потом об этом пишешь - "диалог с бездной в себе".

Про эксперимент Милгрэма.
Уже слышал у нём.

Подобные поведенческие эксперименты, конечно, можно критиковать (как некоторые делают), но сути дела это не меняет. Жизнь сама дает много доказательств полученных в них выводов.

Но там гнев и отчаяние, полное разуверение... в окружающем.

Да, там столько всего важного и страшного... и бессмысленность многих человеческих поступков. Если бы герои по-настоящему задумались, почему они делают то, что они делают.

Спасибо большое за твое время и немного философский комментарий, Саша! И тебе хорошего дня с дольками радости)


Нет, Подстрочник не читал, но слышал много хорошего)

Ник, вот ты написала что если не верить, то станет печально совсем.
Ты права. Скажу больше: человеку жизненно важно знать, что есть люди, которые смогут сохранить в себе человечность и мир, даже если этот мир рушится.
И знаешь что самое грустное, Ник?
Ведь каждый думает про себя: я не такой, я выстою...
Но всё дело в том, что человеческое сознание может надломиться бог ( чёрт ?) знает где, в том числе и со стороны безумия и человек толком не будет за себя отвечать.
Но есть люди, в которых вероятность того или иного надлома 1 к 10, 1 к 100 или к миллиону.
Но шанс надлома есть всегда.
Скажу ещё кое что, Никуш.
Вот у каждого из нас есть нравственные ориентиры и любимые писатели, друзья.
Если бы... я увидел, что, например, мой самый близкий человек, или... Платонов, Цветаева, Перси Шелли, вот так вот участвуют в мучении и гибели людей, я бы... попросил лишь об одном: поговорить с ними 10 минут.
А потом... меня бы уже ничего не держало на этой безумной земле.

Никуш, доброго дня тебе со снежком)


Каждому хотелось бы верить в себя, мол он не сломается, но на самом деле ведь всё это неизвестно, что действительно страшно!


90% присутствующих здесь поступили бы точно так


И это удручает!


На самом деле ничего неизвестно... но, как мне кажется, отдавать себе в этом отчёт - уже неплохо. Многие ведь (проценты давать не рискну) считают себя "белыми и пушистыми".
Спасибо большое за Ваше внимание!


Вы прибавили немного оптимизма:)
И вам спасибо за такие содержательные рецензии)


Рада, если прибавила, а так я скорее пессимист)
Спасибо вам, что читаете, Виктория)


И всё же ваши слова меня взбодрили:)
Если я поставила лайк, значит рецензию прочитала. Я не ставлю просто так) Мне всегда интересно разные впечатления от книг читать)) И ко мне можно на "ты")


Я тоже стараюсь читать рецензии. Особенно интересно, когда кто-то видит прочитанную тобой книгу совсем с другого ракурса)
Конечно, на "ты" будет лучше)


Вот да! Я тогда пытаюсь покрутить произведение и понять, можно ли мне принять другой подход к книге:)
Договорились, Ника))


:) Кстати, вчера прочитала твою рецензию на "Имя розы". Согласна с твоим видением книги и выводами... Мне тоже показалось, что в этом романе много юмора, и необязательно разбирать все пласты, чтобы его увидеть))


Приятно, что совпали:) Там одни диалоги чего стоят!)) Нравится мне чувство юмора Умберто Эко, его эссе могу несколько раз перечитать и каждый раз посмеяться:)


Да... ещё у Эко мне понравилось "Пражское кладбище". Там всё немного проще, чем в "Имя розы". Меньше пластов и скрытых значений, правда и юмора меньше на мой вкус. А вот его эссе я не читала пока)


Ага, мне Кладбище советовали прежде, в виш закинула:)
Я вот этот сборник читала - Умберто Эко - Как путешествовать с лососем Хотела растянуть, но проглотила залпом))


Спасибо! Добавила сборник эссе в виш) Аннотация завлекательная))


Надеюсь, Ника, что обойдётся без разочарований!))


Знаете, nika_8, у меня пять родственников было убито в 1930 году в СССР, так что я вас хорошо понимаю.


Какая сложная и печальная тема. Нациста не узнаешь по клыкастой кровавой пасти, к сожалению, у них обычные человеческие лица.

То, что я с интепретацией автора, пусть и с некоторыми оговорками, согласна, думаю, видно из моей высокой (даже слегка завышенной) оценки книги.

Почему думаешь, что оцену завысила?)
И ещё хотела спросить - как ты вышла на эту книгу?) Небанальный выбор. Хотя, конечно, ты вообще часто читаешь "штучные" вещи.


у них обычные человеческие лица

Да... Отчасти в этом и есть основная мысль автора. В длинном послесловии к книге он пишет о своей полемике с другим исследователем, который делал акцент на особой, "беспрецедентной" жестокости исполнителей Холокоста, которая якобы объяснялась только прочно укоренившимся в Германии антисемитизмом. Браунинг показывает, что эти аргументы во многом несостоятельны. Например, он приводит уровень смертности среди советских военнопленных, который на некоторых этапах был сопоставим с аналогичным уровнем среди заключённых еврейского происхождения.

In short, institutional and situational factors and an ideology whose murderous potential was not derived solely from anti-Semitism produced nearly identical fatality rates among the Soviet POWs and Slovak Jewish women over the same period of time in the same camp, and this despite a change in government policy concerning the fate of Soviet POWs and the urgency of the economic task they were to perform.

Не говоря уже о примерах особой жестокости в других ситуациях, никак не связанных со Второй мировой и нацизмом.
К сожалению, большинство людей так устроено, что они могут превратиться в массовых убийц под влиянием обстоятельств. Такой неутешительный вывод можно сделать, ознакомившись с этим исследованием.
А что касается оценки, в принципе, четвёрка - это ведь хорошая оценка... и вообще, полбалла плюс/минус - часто очень субъективно. Но я сверилась со своими оценками, которые ставила другим нон-фикшн книгам (некоторые из них завышены), и соотнесла эту оценку с ними.

И ещё хотела спросить - как ты вышла на эту книгу?)

Ну, книга довольно известна (как говорится, широко известна в узких кругах), отчасти и благодаря полемике, о которой я написала выше. Я бы сказала, что хотя это исследование одного конкретного кейса, книга достаточно информативна с позиции общей картины тех страшных событий.

Ты, кстати, тоже часто читаешь небанальные книги на интересные темы (например, "Мим") и пишешь на них "вкусные" и завлекательные рецензии)

Спасибо большое, что заглянула и прочитала эту печальную рецензию! И извини, что комментарий у меня получился таким длинным. Сложно лаконично выразить мысли по таким сложным темам...


Браунинг показывает, что эти аргументы во многом несостоятельны. Например, он приводит уровень смертности среди советских военнопленных, который на некоторых этапах был сопоставим с аналогичным уровнем среди заключённых еврейского происхождения.

Мда... тут уже в целом можно сказать, что они были жестоки ко всем, кто не "свои". И если отвратительная антисемистская пропаганда в таких же масштабах уже может не повториться, то понятиями "свой"-"чужой" оперируют многие политики.

Не говоря уже о примерах особой жестокости в других ситуациях, никак не связанных со Второй мировой и нацизмом.

Иногда страшно подумать – что происходит сейчас, о чём мы узнаем только потом? Что творят с уйгурами в Китае, например?...

Но я сверилась со своими оценками, которые ставила другим нон-фикшн книгам (некоторые из них завышены), и соотнесла эту оценку с ними.

Тоже так делаю) Иногда приходится практически на весах взвешивать - равна ли четвёрка у этой книги четвёрке у другой? Неидеальная всё-таки система оценивания. Причём я уверена, что легче не станет, если переключусь на 10 звёзд.

Ну, книга довольно известна (как говорится, широко известна в узких кругах), отчасти и благодаря полемике, о которой я написала выше. Я бы сказала, что хотя это исследование одного конкретного кейса, книга достаточно информативна с позиции общей картины тех страшных событий.

Как интересно) Всегда любопытно хотя бы с позиции прохожего послушать известные в узких кругах дискуссии)

Ты, кстати, тоже часто читаешь небанальные книги на интересные темы (например, "Мим") и пишешь на них "вкусные" и завлекательные рецензии)

Спасибо :)

Спасибо большое, что заглянула и прочитала эту печальную рецензию! И извини, что комментарий у меня получился таким длинным. Сложно лаконично выразить мысли по таким сложным темам...

Наоборот, очень рада читать твои комментарии!


то понятиями "свой"-"чужой" оперируют многие политики.

Да, к сожалению, таких разъединяющих настроений хватает и сегодня. Кто-то на этом, возможно, просто пиарится, но, как иногда говорят, "некоторые слова нельзя повторять беспошлинно".

Что творят с уйгурами в Китае, например?

Да, даже думать о таком очень тяжело... и в XXI веке природа людей не особо изменилась.
И ты права, в медиа-пространстве постоянно присутствуют только некоторые темы, о многом предпочитают говорить как бы вскользь. Завуалированное (да и не особо скрываемое) лицемерие...

Причём я уверена, что легче не станет, если переключусь на 10 звёзд.

Мне тоже кажется, что и с 10 звёздами останутся те же сложности.

Спасибо, и я всегда рада тебя читать!)