Больше рецензий

22 ноября 2020 г. 12:35

4K

2.5 не взлетим, так поплаваем

Что вам следует знать:
- я купила эту книгу, потому что не смогла пройти мимо названия,
- я все еще не прочла "Волшебную гору" Манна,
- пора моего подросткового надрыва давно миновала.

Первое, что приходит в голову после прочтения:
- передо мной Ремарк для начинающих (без обид в сторону классика),
- последние главы удались больше, чем все остальное пространство повествования, вместе взятое.
Начинается все с Москвы, той самой из аннотации, где подводные кладбища, эдакое альтернативное развитие нашего чуть прошедшего нынешнего. И тут же с места в карьер я ловлю в себе порыв узнать больше об этом сеттинге, ну накинь, автор, ну пожалуйста. Но, увы, нет, Москва остается лишь местом действия и фоном для рефлексии одного из главных героев (Мара), который в какой-то момент своей неоченькараочен жизни художника начинает писать рандомным людям из своего списка друзей в соцсети, чтобы, значит, оставить след, перед тем, как покончить с собой.
Так он знакомится со второй главной героиней (Лиза), которая обитает в санатории у деревни у реки, медленно теряет зрение, общается с доктором, который почему-то у меня вызывал исключительно мерзкие ощущения на уровне восприятия, и сооружает вокруг себя заросли терновника из-за чувства вины. А, еще пьет винишко и перечитывает "Волшебную гору" Томаса Манна (короче, за атмосферу вы поняли).

Помимо рефлексии и медленного сближения героев, каждый из которых скорее пытается себя топить, нежели вытащить наверх, в романе тут и там встречаются как рассуждения о вечном, так и простые истины, например, что малоизвестному человеку в сети куда проще рассказать буковками, что тебя гложет, нежели самому близкому глаза в глаза. Наверное из всех персонажей единственным, который вызвал у меня какой-то отголосок сочувствия, была Анна, леди, у которой вроде все было, но порой это не помогает. И кот главного героя.

И вот вроде роман про то, что нужно ни в коем случае не сдаваться, грызть капкан, но смочь подняться, особенно если кто-то там ждет тебя. Но тут же, как это и бывает в жизни, в какой-то момент один пропадает, потом вспоминает, что, ой, я что-то долго молчал, вот это вот все. И вроде финал про "все будет зорошо, хоть мы и в заднице", хоть про то, что иногда тебе посветят фонариком и помогут не потому, что ты клевый, а потому что ты какого-то лешего был дорог моему близкому человеку, которого уже нет со мной. А вот нет среди всего этого надежды на светлое потом, вот нет и всё. Безнадега свои щупальца не разожмет.
Что непосредственно до наименования романа, то сама история о том, что же такое Секция плавания для пьющих в одиночестве вполне, этот рассказ среди прочих диалогов главных героев запоминается и заставляет задуматься. Даже не своей линией сквозь повествование, а просто потому что хорошо визуализируется.

Итого: увы, совсем мимо меня. Промозглое повествование, начиненное недомолвками, темой суицида, подростковым надрывом на фундаменте страшных историй из жизни (в которых из-за поведения героев, увы, тоже мерешится надрыв) и, с моей точки зрения лишними эпизодами про сексуальную жизнь и ее попытки. И, увы, тут совсем крохи сеттинга новой Москвы, а вот в нее бы занырнуть очень хотелось, посмотреть архивы и документы. Зато вы много узнаете о бытии осьминогов и им подобных.