Больше рецензий

Kuznetsov_Bogdan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2020 г. 06:12

2K

5 Тихий Дон

Я не собираюсь давать оценку художественной стороне романа или пытаться выяснить что же нам на самом деле пытался донести автор. В этой рецензии я попытаюсь выразить свою личную позицию к прочитанному, опираясь на свои моральные принципы и политические убеждения.

О художественной стороне романа могу сказать только одно – она в высшей степени превосходна. Красотой шолоховского описания природы можно только восхищаться, редкому автору удавалось настолько искусно использовать богатство русского языка и захватывать мое внимание.
Детальное описание казачьего быта, традиций, фольклора, вовлекают в происходящее с первых строк и рисуют невероятно увлекательную картину жизни этого служилого сословия.

В этот период казаки оказались на разломе эпох, когда приходилось выбирать между воинским долгом и совестью, между кровавым царём и простым народом. И каждый выбирал куда ему двигаться и на чью сторону встать, руководствуясь своими личными мотивами.

К главному герою Григорию Мелехову я от начала и до конца не смог испытать никакой симпатии. Из его отношений с Аксиньей мы узнаем, что он черствый и бессердечный человек, не способный к сопереживанию. Его любовь – это озорство и физическая страсть, которая никогда не переходит во что-то более глубокое. Попытка спасения Франи от изнасилования, реакция на убийство пленного, переживания после столкновения с австрийцем, да и вообще обостренное чувство справедливости, сначала давали мне надежду на его духовное перерождение. Я не знаю, в угоду реализму этот мятущийся персонаж стал зверем или в этом был авторский замысел, в итоге, к Григорию я испытывал искреннюю ненависть, которую пронес до финала книги. Правильно он отмечал, что вряд ли сочтется по долгам с советской властью, слишком много он погубил людей из-за своей тупой жестокости, глупости и темноты.

Вся семья Мелеховых мне искренне неприятна. Самые гадкие и определяющие эпизоды – это, конечно, мародерство, убийство Дарьей Ивана Алексеевича. Петр как и отец всё мечтает стать маленьким хозяйчиком, устроить свою жизнь побогаче. Мне кажется, если бы была возможность, то эта семейка прихватила бы себе все, что плохо лежит. Все это отражается на нравах и мотивациях этих людей. Из семейств Коршуновых-Мелеховых только Наталья вызывает сочувствие и служит положительным персонажем, являя собой образ матери и честной женщины.

Ни о какой красивой истории любви между Григорием и Аксиньей говорить не приходится. Эти люди заложники своих плотских страстей и эмоций, которые плывут по течению, меняя своих партнеров в угоду ситуации, не задумываясь о верности и супружеском долге.

Возвращаясь к персонажу Григория, я отмечу, что в воинском деле, отваге и бесстрашии ему равных нет. Вопрос тут в другом. Каждый раз он идёт в бой в исступлении и вопрос тут в том, что ему плевать кого он убивает. У Григория был шанс сохранить в себе человека, на своём опыте он познал, что такое война, узнал об отношении офицеров к простым казакам и солдатам, о поповском лицемерии и царских особах, разгуливающих по лазаретам. Гаранжа разъяснил ему причины и цели войны.
Но когда пришло время выбирать сторону, Григорий заметался: личные обиды и политическая неграмотность взяли верх над разумом. И этот человек принес столько горя и бед, что никогда ему не отмыться от крови.

Положительными идейными персонажами в романе являются революционеры Штокман, Иван Алексеевич, Илья Бунчук, молодая девушка Анна Погудко и многие другие, готовые отдать свою жизнь за благородное дело освобождения человечества от рабства. У этих людей действительно великие цели и четкая мотивация, они давно решили и знают во имя чего живут и во имя чего умирают. Они несут тот самый положительный заряд, которого так не хватает семьям Мелеховых-Коршуновых, зараженных собственничеством.

Любовь Ильи и Анны светлая и нежная, оба они несут в себе это высокое чувство, зная что завтра им суждено погибнуть. Они любят беззаветно. Их образ любви противопоставляется грязным случкам Дарьи или взаимным изменам Аксиньи и Григория.

Образ Мишки Кошевого я противопоставляю образу Григория Мелехова. Оба находились примерно в одинаковом положении, но каждый выбрал свой путь. Да, Мишка бедняк, окончивший церковно-приходскую школу, временами лихой и неотесанный, но именно образ Мишки, борющегося за общее счастье, а не за привилегии для избранных, близок моему сердцу.

В финале романа образ нравственно разложившегося Григория обретает последние штрихи. Казалось бы «несправедливые опасения» Мишки об очередной подлости Григория находят своё подтверждение. Григорий в конце романа – это обычный бандит, который живёт лишь одной мыслью о спасении своей шкуры от неминуемой казни. Он уже мало задумывается над тем с кем и куда он идёт, попутно убивая всех вставших на пути его банды людей.

По моему личному мнению, у романа есть один большой минус и состоит он в том, что человек с несформировавшейся общественно-политической позицией скорее станет сопереживать казакам и белогвардейщине. В романе скурпулезно раскрыты персонажи казаков, мы проникаемся и сопереживаем им, несмотря на их жестокие выходки и преступления. В то же время красноармейцы в книге это просто безликие цепи, которые идут на убой. При этом казаки поясняют свою мотивацию к войне: «Мужик (русь) идёт на Дон, нашей земли и равенства захотел», а со стороны красноармейцев на это обвинение ответить просто некому. Так казаки, перешедшие на сторону белых, выглядят невинными повстанцами, а не бьющими в спину врагами народа, захлебывающегося кровью от гражданской войны и иностранной интервенции.

«Тихий Дон» это литературный памятник и монументальный труд русского писателя Михаила Шолохова, дающий нам, потомкам, возможность взглянуть на трагические и одновременно великие события прошлого под особым углом. Для меня вопрос какую сторону выбрать решен очень просто. Я выбираю сторону тех, кто борется за светлое будущее без войн, бедности и кризисов, за равноправие и справедливость. Я выступаю против тех, кто поддерживает идею «естественного неравенства», разделяет принцип «выживает сильнейший», в любой ситуации ищет собственную выгоду, пытается нажиться и получить привилегии.

Как эпилог для своего отзыва, я хочу использовать этот красноречивый отрывок из книги:

А «воин» Ванюшка будет плакать, проситься домой, кликать мать. Но ежели заживет рана и снова попадет он в сотню, то уж тут-то научится окончательно понимать войну. Неделю-две пробудет в строю, в боях и стычках, зачерствеет сердцем, а потом, смотри еще, как-нибудь будет стоять перед пленным красноармейцем и, отставив ногу, сплевывая в сторону, подражая какому-нибудь зверюге-вахмистру, станет цедить сквозь зубы, спрашивать ломающимся баском:
– Ну что, мужик, в кровину твою мать, попался? Га-а-а! Земли захотел? Равенства? Ты ить небось коммуняка? Признавайся, гад! – И, желая показать молодечество, «казацкую лихость», подымет винтовку, убьет того, кто жил и смерть принял на донской земле, воюя за Советскую власть, за коммунизм, за то, чтобы никогда больше на земле не было войн.

Комментарии


"По моему личному мнению, у романа есть один большой минус и состоит он в том, что человек с несформировавшейся общественно-политической позицией скорее станет сопереживать казакам и белогвардейщине. "

Это вы действительно очень метко отметили. Ну а в заключении добавленный вами отрывок очень красноречиво раскрывает суть tabula rasa, которым является человек, не разобравшийся в общественных явлениях, и перенимает всё, как губка, в обществе в котором вращается.

Крайне вам советую ознакомиться с лауреатом Сталинской премии Степаном Злобиным и его работой, которой и заслужила столь высокую награду "Степан Разин", 1951. Это что называется "Шолохов на максималках". Тут не меньший размах, богатство народного языка которое ничем не хуже Шолоховского, тоже казаки главные протагонисты, и идейно произведение куда более монолитное, бьющее не в бровь а в глаз всем врагам свободы.