Больше рецензий

27 июня 2012 г. 00:32

4K

5

Признак глупости — не столько невежество, сколько склонность к самообману.

Часть I. Эмоционально-аналитическая прелюдия.


Это Изменяющая книга. Неважно кто вы: школьник, студент, преподаватель литературы, профессор или академик, вашу жизнь можно разделить на два этапа: до прочтения этой книги, и после.

Сколько вы прочитали? Много? Может быть, тысячу книг? Пять тысяч? Если да - бойтесь читать Адлера. Вместе с радостью от получения новых знаний книга может принести горькое разочарование. Представьте, что вы выбрали живописное место на прекрасном зеленом холме неподалеку от озера, двадцать лет строили дом своей мечты, обустраивали его, украшали, наслаждались видом из окна по вечерам, чтобы однажды к вам в дверь позвонил господин Адлер и сообщил, что ваш дом построен не на обычном холме, а на месте старого вулкана. И побеспокоили вас как раз для того, чтобы предупредить и предостеречь: вулкан пробуждается, нужно спешно собирать вещи. Уехать, чтобы начать все заново в каком-то другом месте. Для меня эта книга оказалась сродни такому известию. Как гром среди ясного неба.

Это Фундаментальная книга. Она не шутит, не развлекает, не заигрывает с читателем. Она говорит серьезно о важном. Она тщательно обосновывает и аргументирует любое утверждение. Она логична, понятна и хорошо структурирована. Ее сложно отнести к какому-то одному типу. Это и замечательный философский труд, поскольку в книге содержится глубокий анализ природы чтения, рассматривается взаимосвязь чтения со всеми аспектами жизнедеятельности человека; и основательная теоретическая книга, в которой излагается обоснованная теория чтения; и отличная практическая книга, в которой уделено много внимания формированию практических навыков чтения (в оригинальной, англоязычной версии, есть целое приложение, содержащее упражнения и тесты для закрепления знаний).

Адлер аргументированно выступает против поверхностного чтения, которое практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи. Но он не просто критикует, а указывает на реальный путь решения проблем.

Книга дарит ощущение разговора с очень мудрым, уравновешенным, терпимым и умным человеком. Автор ведет себя не только как специалист и ученый. Он берет на себя функцию личного наставника. Не посредственного учителя, которому важно с умным видом прочитать урок, не заботясь особо об уровне понимания в классе, а именно наставника, который доверительно беседует, разъясняет, указывает, а не поучает.

А еще это Великая книга. Она предлагает не только обобщения известных фактов о чтении, но и уникальные новые знания, которые стоит иметь.

Часть II. Прочитал Адлера - примени знания на практике, или более детальный анализ книги

Главная тема книги - чтение. Не обычное чтение, которым все прекрасно владеют, а чтение ради глубокого понимания. Это кажется простым? Вы - опытный читатель, и можете осилить новую книгу за пару часов, чтобы поставить ее на полку с чувством удовлетворения? “Прочитал, все понял, понравилось”. Адлер заставит нас поставить под сомнение каждое из этих трех слов. Что значит прочитал? Что значит понял? Как обоснованно критиковать книгу, а не просто высказывать поверхностное, однобокое или эмоциональное мнение о ней? Конечная цель - научить нас читать лучше, а для этого придется узнать, что читаем мы плохо. В лучшем случае - недостаточно хорошо. Так что приготовьте лекарства для уязвленного самолюбия и будьте готовы к тому, что лечение будет болезненным.

Дальше...

Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели.

Иоганн Вольфганг Гёте


Анализ книги полезно начинать с информации об авторе. Мортимер Адлер родился практически на рубеже веков, в 1902 году, в Нью Йорке. Доктор философии, профессор. Эти минимальные сведения об авторе необходимы и достаточны, чтобы понять (и простить) некоторые особенности изложения: во-первых, автор - философ, а этим ребятам свойственны пространные рассуждения; во-вторых, автор - американец, а книга писалась во времена Великой Депрессии, поэтому в первой части он уделяет много времени проблемам американского образования и американского общества в целом; в-третьих, автор позволяет себе повторяться и в некоторых местах “разливается мыслию по древу” - тут важно понимать, что в 1940 году, когда увидело свет первое издание книги, ритм жизни был несколько иной, нежели сегодня, и “краткий пересказ пересказа для экономии времени читателя” был не в моде. Книги писали основательно, а автор мог позволить себе предположение, что читатель с такой же серьезностью отнесется к своим читательским обязанностям. В любом случае, все перечисленные недостатки условны: медленное и методичное изложение, приправленное периодическими повторениями основных утверждений, помогает лучше усвоить предлагаемые знания.

Первая часть посвящена, ни много ни мало, открытию новых измерений! В ней Адлер рассказывает о том, что чтение, к которому мы привыкли (элементарное чтение, как он его называет), подобно чтению в одномерном пространстве и дает плоское, линейное представление о книге. Автор рассказывает о других измерениях, которые он называет уровнями чтения, и утверждает, что для того, чтобы по-настоящему понять книгу, нужно прочитать ее на каждом из этих уровней. Отношение к чтению как к активной деятельности превращает чтение в искусство. При таком чтении читатель выступает не потребителем идей, знаний или эмоций, а активным собеседником и творцом чего-то нового, отличного от книги.

Важно отметить, что основная часть книги посвящена чтению ради обучения, поэтому большинство предлагаемых приемов следует применять именно к обучающим книгам, цель которых - передать некоторое знание, подкрепленное реально установленными фактами. Чтению художественной литературы уделено немногим более 30 страниц: поскольку художественная литература в первую очередь передает не знания, а некоторые ощущения, эмоции и переживания, то правила анализа существенно усложняются. В любом случае, в несколько измененном виде все рассмотренные правила применимы к чтению художественной литературы, просто нужно смотреть на художественное произведение несколько под другим углом и иначе расставлять акценты.

Вторая часть книги посвящена третьему уровню чтения - аналитическому чтению. Здесь рассказывается о том, как изучить структуру книги, почему важно определить намерения автора, его ключевые слова и предложения, утверждения, аргументы и выводы, и как это сделать. Очень интересная глава рассматривает вопрос, как правильно критиковать - считаю, что для любого, кто собирается писать отзыв или рецензию на книгу, эта глава обязательна к прочтению. А какие простые и точные мысли автор высказывает на тему эффективного ведения дискуссий! Для меня эти утверждения стали бальзамом на душу и руководством к действию.

В третьей части книги предлагаются советы по чтению различного вида литературы: как читать практические книги, художественную литературу, исторические, научные и математические книги, философские труды, книги по экономике и т.д.

Четвертая, заключительная часть, рассказывает о синтопическом уровне чтения: чтение книг, связанных общей темой или идеей. Адлер убеждает, что подобное чтение обязательно ведет к лучшему и всестороннему пониманию.

В заключение хочу сказать пару слов о переводе. Хочется еще раз поблагодарить издательство «Манн, Иванов и Фербер», они проделали отличную работу. Но мне не понятно, по какому праву при переводе изменилась структура книги и содержание? Почему четвертая часть, в оригинале называемая “The Ultimate Goals of Reading” исчезла, растворилась в тексте? Содержание, анализу которого Адлер придавал особое значение, в русскоязычном издании не просто не похоже на оригинал - оно вообще другое. Так же не ясно, куда пропали упражнения и тесты для практики всех четырех уровней чтения, почему в названии появилось “руководство по чтению великих произведений” (первое издание книги называлось How to read a book: The art of getting a liberal education). Поэтому советую всем, у кого есть возможность и желание: после русской версии обязательно прочитайте оригинал. Он структурирован лучше и дает более полное представление о предмете.

Итог: это очень глубокая и разносторонняя книга. Немного вязкая, в первой части слишком много рассуждений на тему проблем американской системы образования. Но это уникальная, вдохновляющая книга, которую нужно обязательно прочитать каждому. Чем раньше - тем лучше.

1 2 3

Комментарии


Да, Саш, снимаю шляпу! Ох, не зря ты так долго обдумывал свой рассказ.
Спасибо за такой подробный анализ, книгу захотелось прочитать ещё больше))


Последние десять дней я пытался честно применить полученные знания на практике) По меркам Адлера, 10 вечеров для анализа - это ничто, но когда имеешь привычку составлять критическое мнение о книге в течение нескольких часов после прочтения - это очень много!
Книга отличная, не отпускает. Буду теперь всегда держать ее под рукой.

В наличии есть качественно оцифрованный оригинал на английском (последнее издание 1972 года, с которого делался перевод).


Очень надеюсь, что и я доберусь до неё когда-нибудь. Очень уж хочется бумажную, но цена действительно пока останавливает))


Я думаю, что Адлер несомненно включил бы Вас, Саша, в число своих лучших учеников. Блестящая рецензия, спасибо!


Спасибо, Лена) Для анализа этой книги я постарался честно сделать все, что в моих силах на текущем уровне развития, но не покидает настойчивое ощущение того, что текущее понимание - это только начало. Большое преимущество книги - она побуждает к действию, очень мотивирующее произведение.


спасибо) мою жизнь теперь тоже можно разделить на два этапа: до чтения вашей рецензии и после :) вдохновилась на чтение


После достаточно сухого языка, которым написана рецензия (я осознаю свою склонность к академическому занудству и борюсь с этим), позволю себе вольность:

Ура! Я очень рад, что не напугал Вас своими предостережениями и вдохновил на знакомство с книгой)))


Что вы что вы, язык хорош) это изюминка, я бы даже сказала


бойтесь читать Адлера


Я и так боюсь.)) Один стресс я уже пережила, когда поступила учиться в ВУЗ и мне там объяснили, что я неправильно читаю и читать надо совсем не так и показали как надо. С тех пор читать я стала медленно, с толком, с чувством, с расстановкой, но Боже ж мой, как я скучаю по тому времени, когда "глотала" книги и была совершенно счастлива.)


Да, а рецензии "+" конечно же! Дает полное представление о книге. Спасибо!!!))


Мне кажется, чтобы не скучать, нужно просто читать некоторые книги с ясной целью: отдохнуть и не париться. Если такое чтение не переходит в систему, оно замечательно!


Если получать от чтения удовольствие абсолютно не важно как ты читаешь, ведь чтение в отношении художественной литературы - развлечение, а в нем главное легкость и свобода. Пожалуй не буду читать книги о том как читать книги )


Не каждая художественная книга - это развлечение, ведь есть художественные книги о страданиях, о войне, о душевных травмах, о болезненном поиске себя... Такие книги - не самое приятное и легкое чтение.

Основная ценность книги Адлера в формировании у читателя эффективных навыков чтения обучающих книг, а парадокс нашего образования в том, что книгу о том, как извлечь максимальную пользу из учебной литературы я прочитал не в школе и институте, а в 31 год благодаря ЛайвЛибу.

Если при чтении книги ясная и осознанная цель - получить удовольствие, развлечься, такая цель ничем не хуже любой другой. Адлер советует начинать чтение как раз с осознания своих целей. Кроме того, первое чтение художественной книги по Адлеру подразумевает эмоциональное, погруженное прочтение, без анализа - главное уловить всю гамму эмоций и чувств, которые возникают при чтении книги, и пережить их в полной мере. Аналитическое чтение и "копание" в книге полезно тогда, когда Вы хотите высказать о книге не только эмоциональное, но и обоснованное, аргументированное мнение - и в этом смысле книга Адлера очень полезна.


Я согласен, что учебная литература требует того, что бы ее читали образом, обеспечивающим максимальную пользу. Но не хочу влиять на свой образ восприятия художественной литературы, не буду утверждать правильно это или нет, но мне вполне удобно и это главное. Я уже портил себе удовольствие от кинематографа чтением книг по сценарному искусству, не хватало мне еще с книгами так поступить.


Толковая рецензия, читать было интересно! Только вот не особо хочется знакомиться с этой книгой, потому что единственное, что осталось для себя в качестве развлечения - это поверхностное чтение книг, полученные от этого эмоции, наслаждение. Я говорю сейчас о художественной литературе. Отдыхать ведь тоже нужно, не правда ли?


Ксюш, конечно! Адлер и не посягает на право читать ради отдыха, развлечения, информации, на право читать бегло или поверхностно. В русском издании не зря к заголовку книги добавили "руководство по чтению великих произведений" - Адлер говорит о том, что читать аналитически, на нескольких уровнях, по многу раз, нужно великие произведения, а применять эти правила для чтения Донцовой, газетных статей или очередного любовного бестселлера не эффективно.

Но даже для простых книг, которые не претендуют на величие в веках, полезно понимать причины нашего удовольствия от прочтения - это помогает лучше осознать художественную ценность книги.

Важно осознавать влияние книг на наши мысли, а мыслей - на нашу жизнь. То, что мы читаем и как, обязательно оставляет след в наших мыслях; мысли превращаются в действия, действия формируют привычки, а привычки определяют судьбу. Поэтому важно делать правильный и осознанный выбор в своих предпочтениях.

Мы довольно много читаем, не поднимаясь над собой, не выходя за рамки своего уровня, — просто ради новой информации или легкого развлечения. Мы отказываем своему уму в работе и развитии. Так что в нашей жизни сосуществуют разные виды чтения: для информации, для развлечения и для понимания. Может показаться, что разница заключается только в цели чтения. Отчасти это верно. Но кроме этого причина кроется в разных текстах и способах чтения. Невозможно получать информацию из комикса или развивать интеллект, читая календарь. Все тексты имеют разную ценность, а потому нужно относиться к ним с учетом данного фактора. Каждую из потребностей надо удовлетворять, обращаясь к соответствующим текстам. Более того, важно понимать пути достижения своих целей и уметь читать каждый текст по-своему.


Аааааа, я так долго писала ответ и все улетело((((( Саша, я кратенько о главном: не вскгда хочется читать "великих", и далеко не каждый великий писатель или его труд окажется "твоим" - ты можешь его тщательно анализировать десятками вечеров подряд, но доставит ли тебе это удовольствие, если книга элементарно не нравится, не цепляет лично тебя, "не твоя"? И наоборот - книга проста по стилю, сюжет незамысловат, но она тебя так цепанула, что не отпускает, потому что как бы "о себе родимом" написана.
Вообщем, если бы я была студенткой или научным работником, сам бог велел эту книгу прочесть. А так - буду получать удовольствие от процесса, тем более, что читаю вдумчиво, анализирую, литературу а-ля Донцова не жалую :)
Касательно перепрочтения: раньше считала это глупой затеей, после вторичного прочтения в зрелом возрасте Угрюм-реки поменяла кардинально свое мнение. Вот как-то так :)


> доставит ли тебе это удовольствие, если книга элементарно не нравится, не цепляет лично тебя, "не твоя"?

Однозначно не доставит, вот Тошнота Сартра тому свежий пример. Читается с тошнотой :) Чувствую, что переоценил свои силы, но сдаваться не хочу. Чтобы разбавить гнетущие краски, начал читать с ребенком Пеппи Длинныйчулок - какая прелесть, сплошной позитив, и никакой тошноты)


Класс! У нас это уже в прошлом )) Я тоже подустала от печальных, серьезных книг - за вечер глотнула Вафельное сердце Марии Парр :) Море удовольствия, надо сказать! Кста, до Тошноты еще не добралась...


Отличная рецензия, здорово.


Мне Ваша нравится больше - она не такая многословная, при этом четко, кратко и содержательно рассказывает самое главное о книге, не отпугивая потенциального читателя страшилками)

Книга попала в поле моего зрения, потому что я, как и Вы, хочу написать "хорошую, крепкую и главное - нужную книгу", а без умения хорошо читать, написать что-то достойное чужого внимания - это иллюзорная мечта, а не достижимая цель.

Я благодарен Адлеру и предвкушаю предстоящее путешествие по чтению великих произведений на пути к своей цели. Но сначала придется освоить правила чтения, сроднится с ними, а это потребует времени, усилий и практики.

Спасибо Вам за Вашу рецензию! Она и рецензия satal вдохновили меня на прочтение этой книги, надеюсь, мне удастся в некоторой степени передать эстафету и еще раз привлечь внимание читателей к этой отличной книге.


Столько приятных слов ) Взаимно благодарю!

Можно считать, что все мы сделали доброе дело, давая узнать об этой книге. Вопрос только в тираже - мне интересно, разошелся он или нет? Вроде бы и так небольшой был, а что заказать в онлайн-магазине, что в обычном найти - можно до сих пор. Цена отпугивает, что ли?


Цена точно отпугивает, но меня она не удивляет. Ведь издательство рассказало о том, что заказывало дизайн первых своих книг у студии Лебедева, а это очень дорого. Судя по восторженным отзывам о качестве итогового продукта, дизайнеры отработали свои деньги сполна, но затраты на такое качество неминуемо должны были сказаться на розничной цене книги. Я считаю, что цена обоснована, и в ближайшее время закажу себе бумажную книгу, хотя она не заменит электронную версию, в которой я могу выписывать, черкать, записывать мысли и идеи, не ограничиваясь размером полей. У меня "пунтктик" - не могу заставить себя делать отметки в живой книге, поэтому читаю в основном в электронном виде)


Вот оно что )
А у меня как раз бумажная, и она категорически приятно стоит на стойке.

А в электронном варианте делать заметки - kindle этогов полном объеме делать позволяет? Давно хочется себе ридер, и всё никак не пойму - нужен он мне или всё-таки читать с телефона и бумажные книги.


Да, kindle позволяет. Естественно, есть возможности ставить обычные закладки, а заметки делятся на типа типа: highlights (выделения) - используется для цитат, и notes (заметки) - текстовые комментарии в свободной форме произвольной длины.
По Адлеру получилось более 500 цитат и заметок. Если книга куплена через Amazon, она синхронизируется между всеми устройствами с помощью облачного сервиса. Заметки и цитаты тоже синхронизируются, и доступны не только на Kindle, но и на любых устройствах, на которых установлено приложение Kindle для чтения, будь то смартфон (будь то iPhone или Android), или компьютер (не важно, Windows или Mac). Из недостатков - облачный сервис работает только для книг, купленных через Amazon, если вы добавите книгу, скачанную на стороне или сконвертированную, заметки и цитаты будут доступны только на том устройстве, где вы их делали.

Качество самого экрана не сравнить с телефоном - есть ощущение от чтения маленькой книги, электронные чернила выглядят почти как настоящая бумага, глаза не устают - на телефоне больше получаса читать не могу(

Еще из вкусностей официальных книг, купленных через Amazon - многие поддерживают X-Ray, и еще есть возможность смотреть наиболее популярные выделения других пользователей по всему миру.


Спасибо за такой развернутый ответ! Синхронизация, к слову, это отличное изобретение последнего времени.

Я вот присматривался к Qumo Libro 2 - в принципе, аналог Киндла, в определенном смысле, но всё еще чего-то жду.


заказывало дизайн первых своих книг у студии Лебедева


О! Спасибо за инфу, теперь точно покупать не буду) Электронка онли))


Почему? Предвзятое отношение к Лебедеву и его работе? ;)


Отрицательное отношение может быть только предвзятым?)


Просто интересно, почему :)


Не нравятся его работы и он сам))


насколько я знаю, у них еще доп. тираж был


Спасибо за отличную рецензию. Забрала книгу в хотелки (правда наверно не скоро ее прочту, но для самообразования обязательно)


Приятного чтения! На самом деле книга не нудная и не страшная, ее полезно даже просто поверхностно прочитать для расширения читательского кругозора. Особенная польза от книги состоит в том, что она помогает классифицировать большинство навыков, которыми и так уже обладает опытный читатель, и поднять понимание процесса на новый уровень. Ну и если предстоит еще читать много научной литературы, то лучше прочесть Адлера перед этим, польза будет существенная!


прекрасная рецензия)

я и так знаю, что читаю ниже плинтуса, а тут вообще усомнилась в том, что умею читать))
так что буду исправляться. Спасибо, что познакомили с такой книгой!


Ваша рецензия вдохновляет! Прямо таки руки зачесались заняться саморазвитием (до книги Адлера добраться)))) Спасибо!


И Вам спасибо) Приятного чтения! Хотя нет, не так: приятного и результативного чтения! Эта книга - не только для удовольствия, она подталкивает к изменениям, и оценивать ее нужно по результатам: есть "сдвиг парадигмы", или нет)

1 2 3