Больше рецензий

19 ноября 2020 г. 14:32

596

2.5

В сентябре я писал в этом блоге об игре «Метро: Исход» — последней на данный момент из трилогии про Артёма. Там я также кратко описал и первоисточник — цикл «Метро» Дмитрия Глуховского. Первая игра была довольно близка по сюжету к первой книге, а вот далее игры и книги стали расходиться, хотя однозначно друг на друга влияли, тем более что сам Дмитрий Глуховский принимал значительное участие в работе и над играми.

Первая книга цикла мне когда-то очень понравилась, хотя и были нарекания к слогу. Однако всё это с лёгкостью автору прощалось благодаря очень интересной идее. Сам сюжет был не нов: очередной мессия идёт из точки А в точку Б, чтобы всем в итоге стало хорошо. Но антураж пост-апокалиптического мира, где выжили лишь немногие, да и те теперь вынуждены ютиться под Землёй, — это было захватывающе. Плюс автор добавил мистики и фантастики — и книга неожиданно для всех стала хитом, сделав самого Дмитрия Глуховского мегазвездой. Его книги переведены на множество языков, по «Метро» сделана очень успешная игра, а по относительно новому роману «Текст» в России снят фильм со звёздами российского кино. Но обо всём этом я уже говорил в прошлом посте, не буду повторяться.

После первой книги я почти сразу прочитал вторую, но она была про других героев и не несла ни оригинальной новизны, ни эмоциональной силы. Однако когда в 2015 году Глуховский выпустил третью книгу цикла, я её купил незамедлительно и почти сразу сел читать. Выдержал я страниц 100 максимум, а потом с негодованием книгу бросил, и даже написал короткий и эмоциональный пост в своём Фейсбуке. Просто не мог продолжать, настолько мне книга не нравилась.

Но вот я прошёл третью игру по тому же миру и спустя пять лет решил дать книге второй шанс. И в этот раз книгу я дочитал, хотя ей всё равно очень далеко до первой. Лучшая в цикле — первая, и с этим уже ничего не поделать.

«2035» снова возвращает нас к главному герою франшизы — Артёму. Эта книга — снова всецело про него. Он главный герой, вокруг него всё вертится, и даже главные персонажи второй книги вдруг оказываются рядом. Однако по слогу третья книга очень сильно отличается от первой. Да, раньше были огрехи в языке, чувствовалось, что пишет новичок. Однако в третьей книге поначалу остаётся стойкое ощущение, что это и вовсе не Глуховский писал. Язык в разы упростился, а из повествования с описанием быта и «взросления» персонажей книга превратилась в основном в огромные диалоги-монологи. Причём большей частью эти диалоги рассказаны очень скудным быдлоязыком с обилием грязи и мата. Ещё в 2015 году мне казалось, что это просто какие-то наброски графомана, вытащенные из каких-то сусеков Интернета и кое-как собранные в подобие единой истории.

Да и сами герои стали плоскими, простыми и быдловатыми. Были люди, а стали картонки. Переживать уже никому не хочется. Кажется, что накрыть их всех ядерной бомбой — не худшая идея была. Даже Артём, герой всего метро, вдруг превратился не пойми в кого. Вроде был умный и интеллигентный (насколько это возможно в пост-апокаптическом метро) молодой человек, а тут — злой на всех и всё человек, который даже мысли свои толком выразить не может. Словно запил мужик и скатился в первобытное состояние. Так не пил же.

В какой-то момент, кстати, повествование нам и рассказывает про похождения Артёма, где он пустился во все тяжкие. И тут книга становится просто нечитаемой. Теперь-то я понимаю, что так автор хотел показать всю ту муть в голове у человека под кайфом. Это просто поток сознания на много страниц. Но именно на этом фрагменте я бросил книгу в первый раз, поскольку для меня, и так не сильно довольного читаемым, тут она превратилась вообще в какой-то маловразумительный набор букв (даже не слов!)

Но этот фрагмент — это гипербола многих проблем книги. Потому что далеко не только в этом месте книги автор чрезмерно увлекается чистыми диалогами, где фраза следует за фразой на протяжении многих страниц. И подано это так, что очень быстро теряешь, кто тут вообще что говорит. Что хочет сказать. Зачем.

Но вернёмся к сюжету. Он, что удивительно, частично пересекается с сюжетом третьей игры по циклу. Скорее, вся книга — это слегка модифицированный пролог игры. Но в игре всё же добрее, и больше надежды. В книге же Артём пытается выйти на связь с внешним миром, но никто не верит, что в этом мире ещё остался кто-то живой. И злой на всех Артём отправляется не пойми куда, чтобы доказать не пойми что. Попутно у него появляется более определённая цель, но поначалу это «там есть кто-то, кто якобы слышал про людей вне Москвы».

Мистика исчезла как класс, её больше нет вообще. Да и монстры-мутанты все как один куда-то исчезли. Осталась упрощённая, выжженная Москва и гадюшное метро.

А самой книгой Глуховский, кажется, хотел показать, как пропаганда работает на достижение целей правящей верхушки, когда народ по сути ничего не значит. А правильно высаженные мысли могут заставить людей делать что угодно, и брат пойдёт на брата. В самой идее нет ничего нового, более того, примеры таких действий мы видели и семьдесят лет назад, и даже сегодня. И какой бы сильный не был человек, ему нечего противопоставить системе, если он — один.

Многие называют эту книгу замечательным финалом истории. Я с этим не согласен. На мой взгляд, он переворачивает с ног на голову всё то, что было в первой книге. Да, там тоже хватало грязи, и Красная линия, и фашисты. Но она показывала, что есть надежда, есть люди, которые готовы бороться за общечеловеческие ценности и моральные принципы даже в таких условиях. Новая книга втаптывает это всё в грязь, только её и оставляя.

Источник