Больше рецензий

GreenHedgehog

Эксперт

пока в пути. А я уже здесь.

19 ноября 2020 г. 12:45

607

3

А вот с этой книгой у меня как-то не сложилось. Я про нее особо ничего и не помню. Разве что концовку, которая меня в чем-то разочаровала. ОЗМ и, конечно же, Дорогу. А вот со всем остальным у меня какие-то провалы. Я плохо помню, например, героев. Они здесь вообще какие-то не особо и запоминающиеся и растворяющиеся в остальных героях Крапивина. Плохо помню общий сюжет — лишь отдельные детали, вроде семейных часов, которые путешествовали между несколькими сюжетными линиями и театра. Ну и в общем-то и все.

Вообще, на мой взгляд, 90-тые годы выдались у этого автора довольно… сумбурными, в плане творчества. Хотя, наверное, так и во всей стране было. Но, на мой взгляд, у Крапивина это просто очевидно. Вроде и писал автор в это время о том же самом, что и обычно — детский взгляд на мир, противостояние мира взрослых, забывших как они сами были детьми, и детей, которые не хотят походить на этих самых взрослых. Но получается это как-то… не знаю, одинаково, что ли. Без каких-то запоминающихся деталей. Это касается, не всех, конечно книг этого периода, но именно большинство из написанного в девяностых, меня не зацепили. Или зацепили, но как-то в плохом значении этого слова. Впрочем, об это я буду говорить в дальнейших рецензиях.

В этой книге главный герой — Алик. У него, как и у многих героев Крапивина проблемы с родителями, зато прекрасные отношения с бабушкой. Настолько прекрасные, что Алик живет у нее. Еще у Алика сложный период в жизни. Привычный ему мир буквально сгорает в огне и ему нужно переехать в новую квартиру, пойти в новую школу и открывать для себя новый мир с совершенно другими детьми вокруг. Вот в общем-то об этом и вся история. Как Алька находит себя в этом мире детства, куда изо всех сил пытается ворваться Озверелый Мир (тот самый ОЗМ), взрослых, где убивают, унижают слабых, игнорируют чужие беды. Настолько Алику это все непонятно, что можно даже предположить, что это какие-то инопланетяне все замыслили. Ну не могут люди вот так поступать. Эта мысль, кстати, транслируется и во многих других историях Крапивина этого периода. И, как по мне, от столь частого повторения, она тоже несколько теряет в остроте. В очередной раз здесь поднимается и проблема Кавказа, тоже актуальная для автора в ту пору. И делается это, как-то неуклюже. Словно автор очень хотел про нее рассказать, но не знал, как именно её привязать к истории про Альку, и вот решил сделать вот таким вот образом.

Если быть честным, то так можно разобрать всю историю, разложить её на отдельные листочки и понять, что и из какого раннего произведения там взято. История сама, как мне кажется, распадется на сюжетные линии. Вроде того же театра, Дороги, друзей. И в каждой из этих линий нет чего-то такого, что смогло бы оправдать возложенные ожидания. Какого-то поворота сюжета, острого накала или чего-то подобного. Все идет неплохо, на одном настроении, но излишне равномерно, даже слишком спокойно. Героям просто негде показать свой характер в подобной обстановке. Даже линий с найденным старшим братом, которая выглядит прямо-таки богатой жилой для возможности показать изменения героя или демонстрацию его характера, не приводит никуда. Она просто остается где-то там, за полем нашего зрения.

Ну и конечно концовка книги. Тоже довольно больной вопрос для меня после прочтения. С одной стороны, это напоминание, что мол нельзя уходить из реального мира в мир мечтаний. Но с другой стороны — настолько в лоб все это, настолько очевидно. Да и сам поступок Альки кажется нереалистичным, не верится, что герой книги мог так поступить. Просто в одночасье выбросить все, к чему так долго шел и решиться на подобное. С одной стороны, напоминание Дороги о том, что на самом деле происходит, вызывает сильные эмоции. А потом, вдруг приходит понимание, что это как-то не очень натурально. Что это опять не выбор Алика, а кто-то сделал выбор за него. Ему только осталось последовать ему. Это, конечно, уменьшает эмоциональность и значимость момента.

Так что, да. Эту книгу я бы не назвал сильным произведением Владислава Крапивина. Так, среднячок. Для полноты коллекции и понимания концепции Дороги и Великого Кристалла прочитать можно. Но, увы, в моем случае на большее её не хватило.