Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2020 г. 12:54

282

4 "Каждый фильм должен приносить пользу нации и фюреру..."

картинка metaloleg
Отто Гебюр в главной роли в Der große König про Фридриха II. Старый Фриц был иконической ролью сыгранной актером в одиннадцати (!) фильмах про короля в 1920-40-е гг. из-за поразительного внешнего сходства, на его участии в последнем фильме-эпопеи 1943-го настоял сам фюрер.


Что мы знаем о кинематографе Третьего Рейха? Ну я лично назову Лени Рифеншталь с "Олимпией" и "Триумфом воли", вспомню про русскую немку Ольгу Чехову и про "Кольдиц" 1945-го, когда Рейх снимал дивизии с фронта для участия в массовках. Эта книга уже покойного польского исследователя Богуслава Древняка (1927 - 2017) является русским переводом второй части его более объемного труда Teatr i film Trzeciej Rzeszy. W systemie hitlerowskiej propagandy 2011 года, а саму тему, судя по библиографии, польский германист начал копать еще в 70-х. Книга представляет собой лаконичную картину со срезом всей кинематографической индустрии Германии в 1933-1945 годах, ее структура, кто снимал, кто занимался дистрибьюцией и где показывали, как работала творческая мысль и цензура, что снимали в рамках госзаказа, а что просто для коммерческой выгоды, и кто были ведущие режиссеры, сценаристы и актеры. Плюс куча справочных материалов, в принципе любой человек, любящий старое кино может из книги наметить себе десятки доселе неизвестных фильмов на разыскать и посмотреть.

После прихода нацистов к власти им досталась в том числе немецкая кинематография, уступающая американской и британской, но соревнующаяся на континенте с французской. Отрасль пребывала в глубоком кризисе из-за Великой Депрессии, так что особо не сопротивлялась, поскольку нацисты сразу запустили специальный кинематографический банк с 10 млн марок кредита, что намного превышало возможности частных компаний и приобрели неотразимый аргумент для реформирования свыше сотни частных кинопредприятий. За четыре года их число сократилось вдвое, а сами они стали полностью государственными, частными являлись разве что отдельные продюсерские центры. К 1942-му кинематография Рейха представляла собой десять обществ, кому было дозволено выпускать фильмы, над всем этим суперконцерном стояла целая орава контролирующих и направляющих органов в лице департамента кино Минпропаганды, государственный киноинтендант, уполномоченный по финансам в кино, Имперская палата кинематографии и еще главное управление кино в управлении пропаганды НСДАП. Но кучей фильмов пропагандисткой направленности вручную рулил лично Геббельс как верховный шеф всех этих структур, на более низких этажах также сидели идейно подобранные люди. Часто последнее слово оставалось за фюрером, который как и Сталин, был первым критиком на еще допремьерных показах идеологически значимых лент. С завоеваниями сеть кино увеличивалось, так после аншлюса Австрии три десятка кинокомпаний согнали в одну, оставив номинальную независимость только трем. В завоеванных странах местные кинематографические мощности ставили в подчинение немецкой пропаганды либо на базе местных мощностей как в Восточной Европе, либо ставя под строгий надзор германской цензуры, как во Франции. Еще одним неочевидным фактором воздействия на континентальную Европу был контроль над производством пленки, которую делали не так много предприятий того времени.

Как это ни странно звучит, примерно 50% кинематографической продукции Рейха составляли комедии, в том числе развлекательные музыкальные. В условиях, когда кино было одним из главнейших развлечений, куда большим чем в наше время, это был практический гарантированный способ и привлечь зрителя, и получить доходы. В целом, после неизбежной "аризации" отрасли она как занималась массовым производством, так и продолжала, только из нее были изгнаны нелояльные по взглядам и евреи по происхождению. Тем не менее, каким-либо личным фаворитам фюрера или Геббельса могло быть присвоено звание истинного арийца. Удивительно, что главной актрисой Третьего Рейха по гонорарам в конце 30-х была поразительно красивая шведка Сара Леандер со 150 тысячами марок гонорара за фильм. Ингрид Бергман и Ольге Чеховой платили по 50 и 40 тыс, для сравнения, обычной зарплатой в Германии было 140-150 марок ежемесячно, высокопоставленный чиновник получал около 1 тысячи. Еще в качестве пряника, Геббельс разработал детальную таблицу оценок и для актеров и для фильмов, от которых зависел будущий прокат ленты. Представителей культуры объявленными "Талантливыми от Бога" ждали налоговые льготы, а фильмы оценивались по двойной шкале государственно-политического и художественного отношения, и откровенную халтуру несмотря на правильные взгляды авторов фильма могли просто зарубить.

Война немецкой кинопропаганде и мешала и помогала. Достаточно долгий производственный процесс в 1.5-2 года мог привести к тому, что заказанный под влиянием каких-либо внешних событий фильм к моменту выхода мог нести уже неправильную политическую или пропагандистскую коннотацию и быть отвергнутым точно так же как мог быть запрещен нейтральный довоенный фильм, например документалка о Берлине 1937-го была неактуальна в развалинах столицы 1944-го, фильмы об Африке исчезли после капитуляции Африканского корпуса, фильмы о поражении Франции в 1940-м к моменту окончания производства в 1942-м оказались неуместными из-за сдвига генеральной линии партии, решившей не злить лишний раз французов и т.д. В итоге к 1944-му в фаворе оказывались только фильмы о героическом преодолении, в основном основанными на немецкой истории XVIII-XIX веков. Именно в военное время немецкий кинематограф породил такие дорогостоящие эпики как "Великий король" и "Кольдиц" с миллионными бюджетами из госсредств. Забавный факт, несмотря на наличие фильмов о немецких деятелях культуры прошлых веков никто не решился экранизировать Вагнера - а вдруг фюреру не понравится? Под конец, кинематографическая отрасль Рейха пошла в разнос вместе с самим государством, еще производя фильмы, которые уже негде было показывать - в Берлине все ведущие кинотеатры была разрушены, как и многие площадки для съемок, процесс частично был перенесен в Прагу, куда сбегали актеры и режиссеры, несмотря на заклинания Геббельса о дезертирстве. А уже в свой посмертный период она оказала влияние и на советский кинематограф - в лице трофейных технологий и самих фильмов с нейтральным содержанием.

Комментарии


А про книгу Васильченко на эту же тему что-нить знаете?


Знаю, но не читал. Вообще эта книга в первый раз по теме


Спасибо, учту.


Это хорошая и совершенно нейтральная работа, насколько она может быть нейтральной для поляка.


У Геббельса в его дневниках нередко попадаются записи. "Сегодня была премьера такого-то фильма, фрау такая-то играла хорошо, но сама картина плохая".
Странно, что Вы не упомянули про Лидию Баарову, ей Гитлер лично предлагал немецкий паспорт как бонус к новенькому фольксвагену, а потом и Геббельс чуть было не изменил национал-социалистической идее ради этой актрисы.


Я не упомянул то, что Геббельс регулярно изменял идее с молоденькими актрисами, за что однажды даже получил по морде от ревнивого друга той же Бааровой, так что тут Лидия была не первой и не последней. Ну а частная интрижка рейхсминистра народного просвещения и пропаганды все же не стоит упоминания в рецензии, на мой взгляд.


Всё ж таки Баарова была особой "интрижкой", из-за которой чуть было не рухнула вся идея национал-социализма. Семья Геббельса была образцовой для всей Германии, а тут из-за представительницы низшей славянской расы пропаганда-министр просит разрешений уйти в отставку. Не хухры-мухры.


Возможно, но не ушел и на историю кинематографии Рейха это не повлияло. Вам же предлагаю прочитать книгу и написать собственный отзыв.


Пересмотрела с десяток фильмов того периода (в основном из интереса к Лени Рифеншталь), но всерьез их сегодня воспринимать невозможно. :) Ни комедии, ни драматические фильмы (кроме режиссерских работ Рифеншталь, но там чистая эстетика, а не сюжет). Даже "Великого короля" не воспринимаю, хотя Фридрих в фильме шикарен.


Вот "Триумф воли" как документалка шикарен, если принимать во внимание, как впоследствии его разобрали на цитаты, если нужно показать что-то людное и помпезное, от "Звездных войн" до "Звездного десанта". Я тут по впечатлениям скачал "Зюсса", глянем что там такого антисемитского наснимали.


"Еврей Зюсс", как по мне, неплох, если отбросить идеологию. Но пафос как и в "Великом короле" зашкаливает. :)
Насчет "Триумфа воли" целиком и полностью согласна.


Триумф воли потрясающий фильм - то есть это же документалка про партийный съезд, а смотришь с выпученными глазами и отвалившейся челюстью.