Больше рецензий

sarkinit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2020 г. 22:20

Лучшее на Лайвлибе

712

4

В одном из моих любимых фильмов «Красотка» герой Ричарда Гира высказывает своё отношение к опере: «Знаешь, первое впечатление обычно всё и решает: оперу или полюбишь, или нет. Если полюбишь, так навсегда, а если нет – можно научиться понимать, но не чувствовать её душой».
Мне кажется, схожую аналогию можно провести и с «Властелином колец» – мир Толкина либо сразу захватывает и приводит в абсолютный восторг, либо навсегда оставляет равнодушным. Полюбить трилогию мне так и не удалось, но со временем я научилась относиться к ней уважительно, как к родоначальнику жанра фэнтези.

При первом прочтении, в далёкой юности, на меня очень давила география и история Средиземья. Я безуспешно старалась удержать в голове взаимное расположение объектов, их названия на различных наречиях и связанные с ними легенды. Я постоянно забывала, путала и запиналась, приходилось рыться в тексте и по нескольку раз перечитывать одни и те же фрагменты. Излишняя дотошность не делала историю более полнокровной, а лишь чинила дополнительные препоны и в без того плотном и тяжеловесном повествовании.
На этот раз я пустила чтение на самотёк и оказалось, что такие мелочи, как топонимика крепостей и эльфийский фольклор, абсолютно не влияют на понимание сюжета.

За искусно сплетённым полотном приключенческого романа, ловко увязывающим между собой многочисленные детали и разрозненные нити повествования, легко не заметить, что во «Властелине колец» практически отсутствует качественное развитие персонажей. За время долгого путешествия мировоззрение существенно меняется только у Фродо и Горлума, который является искажённой в перспективе времени версией самого Фродо. Фродо показался мне слишком пресным, а вот за реверсивной, закольцованной (во всех смыслах) историей Горлума я следила с неослабевающим интересом и неподдельной увлеченностью. Все остальные ключевые герои, будучи словно зацементированы в рамках своих характеров, принимают судьбоносные решения ещё в самом начале первой книги (или даже до описываемых событий), а потом – по мере сил и под гнётом внешних обстоятельств – все три тома планомерно двигаются к намеченной цели.

После Толкина наверняка уже написаны фэнтези-циклы с куда более масштабными и изощрёнными мирами, самобытной магией и яркими персонажами. Но Профессор впервые задал некие эталонные стандарты качества и алгоритмы, по сей день определяющие направление развития целого жанра.

Неудивительно, что сразу после Второй мировой войны на свет появилась история про маленького человека, который вынужден взять на себя бремя спасения мира, когда властители либо полностью себя дискредитировали, либо попросту не способны противостоять искушению абсолютного могущества.

Но определяющими для всей трилогии, на мой взгляд, являются всё же финальные главы «Властелина колец», наглядно демонстрирующие обывателям полную несостоятельность принципа «моя хата с краю» в то время, как враг уже у ворот. Ведь уютная маленькая Хоббитания могла счастливо существовать в блаженном неведении только до тех пор, пока её границы охраняли Следопыты.