Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

15 ноября 2020 г. 18:41

2K

4 "Ибо для воина лучшая плата - память достойная!" (с)

Впечатления: "Беовульфа" я взялась читать не просто так, без знакомства с этой древнеанглийской поэмой я никак не могла продвинуться в изучении эссе профессора Толкина. Его сборник "Чудовища и критики" как раз с обсуждения "Беовульфа" и начинается. И как я подозревала мои разрозненные сведения об этом герое, победившем чудовище Гренделя, почерпнутые из различных литературных источников и, конечно же, фильма "13 воин", совсем не тоже самое что и знание оригинального текста. Хотя тут можно поспорить, так как оригинальная поэма, каковой она была известна в 7-8 веке, до нас не дошла. Рукопись была написана только в 10 веке, причем тот кто ее записывал внес в текст много отсебятины, и ко всему прочему этот текст был обнаружен только в 18 веке, в плохом состоянии, ко всему прочему после пожара. Так что нынешний текст, как я поняла, крайне далёк от первоначального.

Тем не менее, ознакомиться с подобным литературным столпом было любопытно. Приходилось, конечно, вчитываться, постоянно обращаться к комментариям, и делать пометки на полях, но если многие отсылки я и упустила, то общее представление о сюжете и настроениях "Беовульфа" уловила. Еще из поэмы я почерпнула множество занимательных фактов, например:
- В тексте "Беовульфа" встречаются 2 разных Беовульфа. Один - наследник трона короля Дании, второй - вождь из народа гаутов. И почему я раньше думала, что Беовульф простой воин?
- Также я думала, что Беовульф приплыл сражаться с Гренделем дабы покрыть себя славой. Оказалось же, что сын приехал оплатить долг отца, некогда спасенного конунгом. Это определённо сделало для меня образ Беовульфа более серьёзным и интересным.
- Дворец Хеорот конунга Хродгара, в который повадился ходить Грендель и который в итоге сгорел, назывался палатой Оленя ибо олень - символ короля. Интересно, что эта символика пошла еще с тех давних времён.
- Года отчитывались зимами, так и писали "двенадцать зим". Так по-северному)))
- Эпос, передаваемый из уст в уста, от разных народов к народам, считался довольно достоверным источником сведений.
- Любопытно, что многие саги оказываются связаны между собой, например, здесь есть упоминание Сигурда с его нибелунгами)

Но и несколько эпизодов в "Беовульфе" для меня остались непонятными:
- Конунга часто называют "кольцедаритель", ведь именно так он награждает за какие-либо заслуги своих подданных, но что значит слово "кольцедробитель", которым называют умершего конунга?
- В чем смысл долгим трудом и кровью обрести казну/сокровища, чтобы потом отказаться от этого и захоронить с конунгом/героем? В чем смысл присуждать к лишениям живых, ради того, чтобы одарить мёртвого?
- Каин оказывается считается "пращуром зла" и "зачинателем" эльфов, драконов, гигантов и чудищ. Боюсь спросить, но как у человека Каина это получилось?)))

А наверное самым интересным для меня вопросом был: а существовал ли воин Беовульф на самом деле, ставший легендой? Или же он просто народная выдумка, призванная вдохновлять на подвиги людей того времени? Интересно, что врагами Беовульфа по сути являются лишь мифические существа, а его "историческая" жизнь так ловко вписана в поэму, что показывает его неким обособленным лицом, не участвовавшем в войнах, не имевшем жены и наследников, то есть ничего не мешает его из истории "исключить".

Единственное, что мне в поэме не нравилось и раздражало - нелогичное преувеличение и постоянные спойлеры. Например, герой может переплыть море за пару дней, причем...в кольчуге, а после битвы с драконом, который разорвал ему горло клыками, еще довольно долго двигаться, разговаривать и не умирать. Или читатель уже практически в начале знает финал истории героя. Похоже в те времена спойлеров никто не боялся=) Я понимаю, что это особенность жанра, и мне пришлось с этими моментами смириться, но...

Крайне же удивило меня в "Беовульфе" и, что я уж точно не ожидала встретить в древнеанглийской поэме, так это море отсылок к христианству. Я была уверена, что герои этой поэмы приверженцы скандинавских богов, и уж точно еще не пришли к единобожию. Но похоже человек, который составлял этот текст в 10 веке был монахом или религиозным учёным, поэтому убрал из истории всех богов, но вставил упоминания Христа. По правде, с высоты прошедших веков такое навязывание своей религии в истории про борьбу с древним языческим чудовищем смотрится крайне нелепо, и даже неуместно.

"Судьба от смерти того спасает, кто сам бесстрашен!"

По итогу, для меня чтение "Бевульфа" стало интересным опытом. Мне понравилось "продираться" сквозь строки эпоса, постоянно обращаться к комментариям и пытаться интерпретировать прочитанное. А еще я открыла для себя образ самого Беовульфа с совершенно новой стороны, раньше я о нем была не самого лучшего мнения. А он оказался воином, способным не только моря на спор переплывать да врагов голыми руками давить, но и еще совершать благородные, великодушные, и разумные поступки.
П.С. а еще я тут повстречала Эомера))) Какая неожиданная и приятная встреча^_^

"...внук Гармунда,
родич Хемминга,
в битвах яростный Эомер,
покровитель воителей."

картинка KatrinBelous

Комментарии


Спасибо, очень интересно. К стыду, не читал "Беовульф", а лишь смотрел одноименное кино с Э. Хопкинсом и каким-то скандинавом.
По поводу "кольцедробителя" у меня следующие соображения: по смерти правителя разбивалась его личная печать. Она же перстень, кольцо. А вообще, золотое кольцо было признаком аристократии.


Думаю ничего стыдного в том, чтобы не прочитать "Беовульфа" нет, все же это литература очень на любителя) Хоть у меня это не первый эпос, но тут читалось довольно сложно.
Может действительно какая-то печать и разбивалась, интересная идея! Но я сомневаюсь, что ею выступало в то время кольцо, никаких же документов тогда не было, запечатывать нечего, а если было обычное кольцо, то логичнее его передать наследнику, ну или положить вместе с умершим конунгом.


Да, логично. Символ власти и все такое. Но ведь печать-то конунга именная. А наследнику свою, новую отольют :) Но, не буду спорить.


Нашла в интернете только вот такое толкование:

Обычными эпитетами ярла, или любого другого вождя, были в Скандинавии «кольцедаритель» и «кольцедробитель». Именно эти эпитеты определяли одно из главных качеств идеального вождя – его щедрость. Если относительно первого термина особых недоумений не возникает, то второй менее понятен. Предполагается, что он связан с обычаем преломления (дробления) и раздачи дружинникам массивных золотых витых браслетов.

Наверное, "кольца" тогда были браслетами на руку, тогда ваша версия с уничтожением, верная:)


Ну, я долго в Интернете не рылся, но вот одна из первых попавшихся ссылок.

Среди ритуалов, сопровождающих избрание нового папы римского и принятие им престола, есть тот, что связан с особенным кольцом. Это кольцо надевает на палец понтифика кардинал-камерленго, а после смерти папы оно подлежит уничтожению.

Римский папа тоже феодал :)


Сама полезла разбираться, что представляет собой «Беовульф», спасибо за полезную рецензию!

Не за что)
Если интересует более квалифицированный разбор "Беовульфа", то можно почитать эссе Толкина об этой поэме.