Больше рецензий

15 ноября 2020 г. 15:38

366

4

Как устроен этот мир

Книга профессора Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгия Дерлугьяна «Как устроен этот мир: наброски на макросоциологические темы» является сборником остроумных эссе. Сам жанр не предполагает последовательной научной строгости изложения и аргументации, поэтому автор ведет свой рассказ в неспешной научно-популярной манере. Книга наполнена ссылками на исследования, теории, статьи, монографии и т.д. и напоминает местами обзор состояния дисциплины. Профессиональным академическим политологам и социологам можно смело рекомендовать к прочтению и дискуссии.

Понравилась критика Дерлугьяна применения экономических подходов в политологии (теория рационального выбора и т.д.). Этот сюжет очень напоминает работу профессора Йена Шапиро Иэн Шапиро - Бегство от реальности в гуманитарных науках со схожими аргументами против ТРВ. Вообще, Дерлугьян смело критикует неолиберальные парадигмы: теории модернизации, транзитологию, ТРВ. Особо нового тут ничего нет, но критика с позиций мир-системного подхода любопытна. В конце концов, попытка построить общую теорию политического развития для всех государств мира так и не удалось. Есть ли общее объяснение политических революций? Вообще революции возможно объяснить одной теорией?

Как вишенка на торте в книге затронута наша любимая тема про место социальных наук в университетах. Бедные, несчастные, Богом забытые. Что ж, глобализация диктует свои жестокие правила игры: наукометрия, Хирш, рынок. Есть ли альтернативный путь? От себя добавлю: как так получилось, что мы противимся либеральной глобализации, закрываем наши рынки, идеологически противопоставляем себя Западу, но университеты и ППС мы оцениваем исключительно по методикам глобальных рынков? При том что цели ставятся заведомо невыполнимые. 900 часов нагрузки + выстраивание обороны от бесконечных бюрократических набегов ордынских баскаков с требованием показать УМК и рабочие планы. В результате погоня за публикациями в высокорейтинговых журналах превращается в карго-культ. Оттачивание имитационных практик в науке ведет к тому, что реальная наука становится у нас сродни искусству, а не ремеслу.