Больше рецензий

ninia2008

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2020 г. 13:38

327

4 Чтобы написать биографию, нужны двое...

Именно так начинается эта книга, и поэтому - после прочтения - я начала "поиск" автора. Увы, о Йенсе Андерсене практически нет сведений, кроме тех, что - датчанин, вроде бы писатель, родился в 1955 году. На странице издательства "Колибри" - пробел. В Википедии отсутствует не только русская, но и англоязычная страница, пришлось воспользоваться немецкой и датской с переводчиком, поскольку датского я не знаю. Итак, что получилось по совокупности.
Йенс Андерсен родился и вырос недалеко от Копенгагена. Играл в футбол. Закончил Копенгагенский университет. Candidatus philosophia, что бы это ни значило. Работал журналистом и редактором отдела культуры ежедневной газеты Berlingske Tidende. Как писатель дебютировал в 1990 году книгой "Последняя валькирия" - биографией датской писательницы XIX века Тит Йенсен, за которую получил премию Георга Брандеса. В 2001 году издал биографию Ганса Христиана Андерсена, за которую также был удостоен награды. Кроме этого, по утверждению немецкой страницы Вики, писал детские книги. Библиография Андерсена включает в себя 17 наименований, большей частью - биографии датских и европейских писателей. На русский язык переведена единственно биография Астрид Линдгрен.
Книга "Этот день и есть жизнь" написана и издана в 2014 году, через 12 лет после смерти знаменитой писательницы. Рекламируется, что это едва ли не единственная биография шведской сказочницы за последние сорок лет. Это несколько примирило меня с тем, что автор - датчанин, а зря, наверное. При всех достоинствах книги, биографа в ней многовато.
Однако прежде о достоинствах. После Астрид Линдгрен остался обширнейший архив, в 2005 году включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, в котором хранятся все произведения, их издания, черновики, дневниковые записи, письма родным и друзьям... 35 тысяч писем от детей, которые получила писательница. В общем, это огромнейшее хранилище данных, в которое биограф честно пытался погрузиться. К работе над книгой были привлечены переводчики со шведского и знатоки стенографического письма (Астрид с юности делала записи стенографией), научные сотрудники различных библиотек. Кроме того, автор общался с дочерью писательницы Карин Нюман. Получилось не просто жизнеописание одной писательницы, а настоящее историческое полотно, описывающее жизнь Швеции XX века. И читать всё это неимоверно интересно.
Писательская биография Астрид Линдгрен изложена довольно подробно - как появлялись замыслы книг, как они издавались и принимались читателями. Поскольку я с юности являюсь поклонницей Калле Блюмквиста, Расмуса-бродяги и Карлсона, который живет на крыше, узнавать подробности о них также было неимоверно интересно (кстати, господин биограф явно не любит Карлсона... ну, или старается лишний раз о нем не упоминать, уж больно странный персонаж с точки зрения современного европейского мировоззрения. Зато превозносит Пеппи - "веселого пацифиста, чьим ответом на жестокость и грубость войны были доброта, щедрость и хорошее настроение"). Читается книга легко, повествование последовательно... большей частью, хотя временами и совершает не совсем оправданные временные скачки.
Хотелось бы мне написать, что это великолепная книга, однако - не всё так радужно. Во-первых, автору показалось мало просто рассказать о жизни знаменитой сказочницы, ему потребовался лейтмотив. Некий стержень, на который, как колесики на пирамидку, будет опираться повествование. И этим лейтмотивом, непонятно с какого панталыку, стало одиночество. По-видимому, под впечатление от книги "Я храню твои письма под матрасом", в которой опубликована переписка Астрид с Сарой Юнгкранц.

Именно тема "одиночества" - понятия в скандинавской культуре настолько табуированного и негативно окрашенного... - красной нитью проходила черед переписку одинокого подростка и одинокой писательницы. В 1970е Астрид Линдгрен могла оглянуться на свою жизнь, в которой она - ребенок, девушка, мать-одиночка, жена, вдова и художник - много думала о том, каково человеку, когда он предоставлен себе, оставлен в обществе себя самого. Временами она боялась одиночества, иногда несказанно по нему тосковала..."

И Йенс Андерсен взялся доказать, что Астрид всегда была одинокой. Но стоило начать "доказывать", как концепция разлетается в прах. "Одинокий" подросток оказывается вполне довольной жизнью девушкой-бунтаркой, имеющей двух любящих родителей, брата и сестер, полдюжины подруг (с одной из которых они будут дружить следующие 77 лет (sic!)) и достаточно высоко ценимой в школе. Мать-одиночка - самый тяжелый период в жизни Астрид - вовсе не покинута: семья помогает ей всячески, отец ребенка предлагает выйти замуж, "отданный в чужую семью" малыш обрел "вторую" маму, с которой опять-таки и он, и Астрид будут общаться всю оставшуюся жизнь, и даже квартиру она снимает вовсе не одна, а с подругой. И так в любой период жизни. Одиночество Астрид скорее экзистенциальное, нормальное одиночество человека, ограниченного в общении материальным телом, что и доказывают, на самом деле, приведенные в книге отрывки ее писем. Потому вот эти "поиски одиночества" - в переписке, в дневниках, даже в книгах - под конец начали слегка раздражать. Я, если честно, думала, что игра "что хотел сказать писатель" присуща только нашим школам, ан нет. Престарелая Астрид размышляет о жизни, о смерти, о любви... О дружбе, которая не кончается со смертью одного из друзей, а Йенс Андерсен - ага, вот оно! "одиночество, которое преследовало ее в зрелом и старческом возрасте".
Второй, не столь заметный недостаток книги, как ни печально, русофобия. Йенс Андерсен не постеснялся привести отрывок из дневника Астрид 40го года: "Лучше всю жизнь говорить "хайль Гитлер", чем быть под русскими", а вот высказывание из того же дневника "Я ненавижу нацизм и все совершенные им преступления" куда-то пропало. Вообще, военный период жизни Астрид излагается неимоверно запутанно, с десятилетними скачками во времени, а злые "русские" периодически всплывают даже в 80е, когда стареющая писательница живет на Далагане. О поездках Астрид Линдгрен в СССР не упоминается вовсе, ровно как и о том, что в 1970е годы писательница предоставила издательству "Детская литература" разрешение издавать книги о Карлсоне бесплатно... Я далека от того, чтобы идеализировать госпожу Линдгрен, но ее русофобия не идет ни в какое сравнение с русофобией Йенса Андерсена.
И все же я бы рекомендовала эту книгу к прочтению - всем, кто умеет отличать факты от мнений. Фактов в книге много, огромное количество, и касаются они, как я уже упоминала, не только жизни писательницы, но и всей истории Швеции двадцатого века. Ко всему, жизненная позиция писательницы достойна уважения:

Вообще-то, я считаю, что жизнь - это скоропреходящая нелепица, за которой наступает великая тишина. Но тот короткий срок, что нам отпущен на земле, нужно наполнять содержанием.

Книга прочитана в рамках флэш-моба Урок литературоведения №92
картинка ninia2008