Больше рецензий

15 ноября 2020 г. 04:12

4K

4 Воспитательно с приторностью

Первый раз книгу прочитала в электронном виде в 2016 году и за четыре года совершенно все забыла, поэтому смотрела фильм вышедший в 2019 году с легким недоумением. Сейчас прослушала аудиокнигу для встречи книжного клуба и все три формы наложились друг на друга - ощущения первого прочтения, сцены из фильма, голос чтеца второго прочтения. Получилось объемное видение произведения.

Признаюсь, в самом начале было сильное ощущение приторности. Очень "сладко" читаются нравоучительные диалоги юных девушек и в особенности их общение с мамой. И внутри начинают сражаться две крайности, с одной стороны, так и должно быть - это естественно эпохе и жанру. Когда вокруг столько страданий и лишений не редко возникает в противовес максимально успокаивающее чтение, уютное и приторное. Все морализаторство в духе главной книги двух последних тысячелетий - библии. С другой стороны, лично для меня это уничтожает реализм, создает карикатурность и театральность. И опять же я могу быть не права, совершенно не владея данной эпохой. В любом случае, многие нравоучения мне очень понравились именно формой изложения - написано талантливо, как не прикалывай и с чем не соглашайся.

Хочется отнести книгу к детскому жанру и тем оправдать приторность, но вспоминается, что детская литература как жанр появляется только во второй половине двадцатого века. До этого времени, да и во все времена, дети читали не только детское (которого и не было), но и то что мы относим ко взрослой литературе. Просто они считывают только те слои, которые способны осознать, отождествляют себя с тем, что им знакомо и игнорируют незнакомое. По этой причине, юные девушки весьма начитанны, и книга требует определенной эрудиции, много о отсылок к литературе Джона Беньяна (1628–1688) в особенности «Путешествие пилигрима» (1678), так же упоминается Бекон, Мильтон, Шекспир, Диккенс, Элизабет Ветэрелл, Уильям Батлер, Платон и многие другие.

Было у меня и ощущение, что это исключительно американская книга, что в английской литературе такая приторность бы не прошла. Слишком все на показ, много похвалы себе, американская демонстративость. Добродетель превращается в тщеславие, и автор ловит это и приструняет героев только на уровне своей эпохи. На сегодняшний день местами мораль выглядит устаревшей, по крайней мере для меня.

Обратила внимание, что, так как именно Джо прототип автора, именно этот персонаж совершает самые резкие или безумные поступки, радикально высказывается и сопротивляется обществу. Остальные персонажи не такие яркие, как будто из страха очернить кого-то знакомого, их проступки максимально тиражированные и не ведут к радикальным последствиям.

Меня книга немного заразила творчеством. Мне нравилось, что они писали рассказы и ставили пьесы, понятно, что таким образом они заполняли досуг за не имением других развлечений, и на сегодняшний день это творчество сменили кино, интернет и видеоигры. И я долго мысленно пыталась вставить в свой график подобное направление и после долгих мучений потерпела фиаско. Это тот случай, когда надо иметь детей, но не факт, что они бы меня поддержали.

Чувствуется, что незамужняя Олкотт, пол жизни жившая с сестрами, а потом воспитывавшая племянницу, мало контактировала с мужчинами. И сегодня мужчины и женщины не всегда способны понять друг друга, приблизится к пониманию или хотя бы желанию этого понимания. Во времена автора барьеров и преград было гораздо больше. Поэтому мужских персонажей по сути три, и все трое очень чувственные и женственные. Опять же, на мой взгляд.