Больше рецензий

8 ноября 2020 г. 16:48

318

5 Мироздание с лицензией на убийство

Новый роман Льва Гурского (он же Роман Арбитман) «Министерство справедливости» - книга замедленного действия. Она читается взахлеб, развлекает, забавляет и смешит, но оставляет за собой длинный эмоциональный «хвост» постепенного осмысления – чем же она так зацепила?
Жанр социальной фантастики требует умения выстраивать воображаемые миры, чтобы они выглядели цельно и последовательно. Автор в этом виртуоз, во всех его произведениях сюжетообразующее фантастическое допущение изменяет привычную реальность ровно в той мере, насколько это необходимо и достаточно. В романе происходят самые невероятные события в самых экзотических локациях, но будничность деталей создает полное впечатление достоверности: от схемы обороны частного острова и до факта, что к пиву «Танзания» подают соленую барракуду.
Герою романа принадлежит блестящая реплика: «Как филолог я иногда могу чувствовать лажу в отчетах, даже если далек от темы». Так вот, текст «Министерства справедливости» настолько органичен в рамках созданной им реальности, что в нем никакому филологу невозможно уловить «лажу в отчетах».
Книга невероятно смешная. Герой-повествователь изъясняется просто и непритязательно, но автор щедро рассыпает словесные фокусы, игры, шутки и мемы. Я не живу в России, наверняка многие намеки и аллюзии на злобу дня от меня ускользнули, но чистая лингвистическая радость ждет читателя в каждом абзаце.
«Мелодия «Интернационала», обработанная для калимбы и вувузелы». «Четки Че Гевары, ятаган Эрдогана, автограф Калашникова на этикетке именной водки, трехлитровая банка жемчуга, шесть черепов личных врагов и три собственноручно снятых скальпа». «Бароны колумбийского картеля, доны американских синдикатов, бастыки албанских фисов, урядчики сербских задруг, хакимы турецких чете, оябуны японской Якудза, «драконы» китайских Триад, наибы гангстерских кланов Индии».
Это же просто праздник какой-то!
За искристыми словесными забавами проглядывает другой слой: афористические фразы, брошенные мимоходом, рисующие эскиз мира, созданного автором:
«Греческие боги вымерли еще в прошлом веке, не выдержав конкуренции с автоматами, производящими попкорн».
«Потому что во многих знаниях – много геморроя и царство небесное наследуют не умники, а люди сметки и сноровки».
В этом мире действуют таинственные Весы Справедливости, спрятанные в голове у героя. Их сила непостижима, но подчиняется неким законам и правилам:
«Мы – не киллеры, помните? У Великой Вселенской Справедливости есть лицензия на убийство, а у нас с вами – нет».
«В сферу действия Великой Вселенской Справедливости животный мир не входит. Даже самый кровожадный зверь не обладает разумом, а потому не подлежит наказанию».
И вот тут проступает самый глубокий слой, который становится более заметным тогда, когда книга уже прочитана.
На поверхности - простодушный герой, любитель запеканки и домашних котлет, и его команда, молодые симпатяги с уникальными талантами, мотаются по свету за казенный счет и вершат справедливость. А под поверхностью – хтонический мрак и ужас: пытки, убийства, коррупция, безумие, бесправие и безнаказанность. Плюс неизбывная тема соперничества двух братьев и смерти одного их них. Весы вершат не Справедливость, а единичный акт возмездия, который не отменяет всего, что уже произошло, и не облегчает участь жертв.
И уже с самой глубины смысла, как воздушные пузыри, поднимаются вопросы: какой мерой Весы измеряют вину? Быть орудием непостижимой силы легко, но как быть, когда люди сами должны решать, что такое справедливый суд и адекватное наказание? Когда убивают людей – равнозначна ли ответственность исполнителя, заказчика и подстрекателя? Как выглядит олицетворение сил зла: как мстительная посредственность, случайно овладевшая чрезмерными полномочиями, или как зловещий гений-мегаломан, планам которого могут помешать только сверхъестественные явления космического порядка?
На эти вопросы читателю придется искать ответы самому. И это признак хорошей литературы.

Комментарии


Отличный отзыв!