Больше рецензий

6 ноября 2020 г. 18:23

292

3.5 Право на чудо

Эта книга стоила Конан Дойлю дружбы и уважения многих людей.
Из аннотации

До чего гнилым должно быть общество, чтобы в порыве высокомерия отвернуться от человека, убежденно уверовавшего в чудо? В данном случае неважно, насколько этот человек успел заслужить уважение своими предыдущими трудами и работами. И мы ни в коем случае не говорим о том, что должна была иметь место жалость - дескать, переживший многие личные несчастья пожилой писатель вдруг напридумывал себе чего-то, давайте его пожалеем и не будем смотреть на его игры свысока. Дело Конан Дойля, представленное в этой его книжки, вовсе не заслуживает жалости; да, не жалости, но - уважения. Потому что потрясающей смелостью должен обладать человек, готовый с высоты своего положения и регалий опуститься в глазах общества на множество ступеней ниже, заявив: "Я верю!"

Сразу оговоримся, чтобы случайному читателю были ясны некоторые взгляды автора данного маленького текста: этот самый автор склонен верить во все сверхъестественное, сведения о чем когда-либо поступали из заслуживающих и не заслуживающих доверия источников. Потому что если предположить, а после принять за непреложную истину, что мир наш зиждется исключительно на рационально объяснимых законах, явлениях, ect., ect., то (и в этом автор совершенно уверен) станет очень грустно и скучно. Потому что мир, лишенный чудесного и необъяснимого - это просто-напросто неинтересно.

Сэр Артур Конан Дойль, благодаря своему самому известному герою в читательском восприятии многих людей в первую очередь связанный с абсолютно рациональным взглядом на мир, сам был склонен к иррациональному: будь то спиритуалистские искания, теософские концепции или образы древнего фольклора - все это чрезвычайно тянуло его, и эти увлечения нашли отражение в маленькой книжечке, посвященной одному известному случаю, в наше время уже практически однозначно расцениваемому как мистификация. Узнав о двух необычных фотографиях, будто бы запечатлевших представителей маленького народца, он с неистовым энтузиазмом бросился расследовать этот случай, а затем столь же неистово - доказывать истинность этого случая. И неужели его поступок заслуживает порицания?

Фанатики от науки, склонные отрицать нерациональную природу любого явления, могут сколь угодно долго доказывать, что подобная убежденность губительна, что на любое человеческое заблуждение найдутся подонки, решившие на нем заработать, что суеверия - абсолютное зло, тянущее нас обратно в средневековье. Ответим им одним малозначительным фактом, который мы никак пояснять не будем, оставив его исключительно как маленькую ремарку. Книжка "Пришествие фей" писалась в то время, когда в Европе только-только затихало эхо Первой Мировой и за несколько лет до Второй. Оставим этот факт здесь и перейдем к патетическому заключению.

Эпоха Реформации, подарившая нам понятие о правах человека, занималась в том числе и яростным искоренением разнообразных "суеверий", Однако кажется иногда, что одним из важнейших прав человека является право на чудо.