Больше рецензий

6 ноября 2020 г. 14:57

1K

4.5 КОГДА РОДИТЕЛИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕ КАК РОДИТЕЛИ

«А у меня почему-то совсем пропало хорошее настроение».
(Виктор Драгунский. «Третье место в стиле баттерфляй»)

Как ушат холодной воды!!! Вот такое эмоциональное послевкусие оставил у меня рассказ Виктора Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй» (1962 г.) из цикла «Денискины рассказы».

Каждый из нас, кто уже стал взрослым и воспитал (воспитывает) своих детей, может припомнить «воспитательные» моменты из своего лучезарного детства. Как правило, мало кто читает литературу о воспитании («как лечить и как учить – у нас знают все!»), потому что традиционно переносят на своих детей тот опыт воспитательного воздействия, который сами получали от родителей в детстве. Иногда, вырастая, мы поступаем в силу несогласия с тем, что видели в детстве. Тогда действует правило – «не потому что, а вопреки»…

Главный герой «Денискиных рассказов» – Дениска, прототипом которого является сын Виктора Юзефовича, покоряет читателей своей детской непосредственностью, развитым умом и сообразительностью. А вот взрослые – папа-мама не всегда оказываются на высоте. Как это случилось в рассказе «Третье место в стиле баттерфляй».

История простая. И рассказ – мал. Дениска, окрылённый успехом на соревнованиях по плаванию – занял третье место, спешит домой обрадовать папу своим успехом. Он – далеко не прирождённый пловец. Плавание для него – скорее обязанность (воспитанная отцом необходимость), чем удовольствие или страсть. Занять 3-е место в соревнованиях – для Дениски, несомненно, – достижение!

Папа хотел, чтобы Дениска научился плавать. И малыш научился. Причём, не просто научился, а освоил стиль баттерфляй! Если кто-то не знает, то баттерфляй – это самый физически сложный стиль плавания. Я думаю, что Драгунский не спроста выбрал именно этот стиль плавания.

На соревнованиях по плаванию занять можно было 1-е, 2-е и 3-е место. Соревнование, разумеется, проводилось для детей одной возрастной категории. Организаторы соревнования, распределяя места среди победителей, поступили педагогически правильно. Дети – маленькие, поэтому они постарались создать, так называемую, ситуацию успеха – каждый является призёром. Для ребёнка создание ситуации успеха очень важно в плане мотивации на дальнейшие достижения – стать призёром 1-го и 2-го места. А сегодня – радость от успеха, несмотря на то, что 3-е место заняли … 18 человек. Для каждого ребёнка в этом возрасте не важно, сколько их всех на 3-м месте. Важно, что он – призёр.

И вот счастливый малыш, сияя, как новая медная копеечка, сообщает папе потрясающую новость! Думаете, папа обрадовался? Когда он узнаёт, что призёров на 3-е место аж 18-дцать, он снова утыкается в свою газету, которую до этого читал …

А я вместе с Дениской стоим (конечно, я сидела), как в воду опущенные … Настроение хорошее улетучилось.

«Феноменально» бестактно поведение папы в этой ситуации! Да что там бестактно?!! Не дай бог Дениска перенесёт такой «педагогический» опыт на своего ребёнка …

Что продемонстрировал папа? Во-первых, – собственное тщеславие. Спортивные достижения сына для него – всего лишь фанаберия. Тут хочется сказать – фу … Во-вторых, – неумение контактировать с сыном: он оттолкнул его демонстративным пренебрежением (уткнулся в газету), показал, что ТАКОЕ 3-е место ничего не значит. Подумать, почему так распределили призовые места педагоги, ему и невдомёк.

А какой урок из этой ситуации вынес Дениска? Неужели он ещё больше зауважал отца? Вовсе нет. Помните кадр из х/ф «Серёжа» (1960 г.), когда глупый дядька даёт мальчику, якобы, конфету. Малыш разворачивает фантик, а там … пусто. Глупый дядька ржёт, а Серёжа смотрит на него так внимательно и говорит: «Дядя Петя, ты – дурак?» Очень похожая ситуация, на мой взгляд.

Но может быть Дениска после того, как его восторг от победы охладили, станет лучше заниматься и стремиться к 1-му месту? Возможно. Только стремление это будет злым и немилосердным – любой ценой. Помним, что мальчик плаванием занимался, потому что так хотел отец. И на 3-е место он выложился, как мог. Почему папа этого не понял?

Эту ситуацию можно было обернуть на пользу мальчику, если бы не тщеславие отца и плюс немного больше любви к собственному ребёнку. Чтобы любить детей, в первую очередь их надо уметь понимать. Чтобы воспитывать детей, надо понимать, какие качества ты хочешь воспитать.

Рассказ закончился. И вот я думаю: Драгунский настолько откровенен с нами, читателями, что описывает свои промахи, как отца, будучи уверенным, что поступает правильно? Или автор намеренно создаёт ситуации для взрослых, чтобы они думали и размышляли?

Не знаю …

картинка Santa_Elena_Joy

Комментарии


Какой прекрасный отзыв!
У меня в детстве был сборник рассказов про Дениску, просто зачитанный до дыр, и после вашего отзыва мне кажется, если сейчас, в осознанном возрасте, я буду эти рассказы перечитывать, то в каждом я уже найду не просто описание каких-то забавных ситуаций, а целые уроки по воспитанию детей, да и просто уроки жизни))


Спасибо огромное!
Ваш комментарий дорогого стоит. Я тоже читала в детстве "Денискины рассказы". Это была одна из любимейших книг. Чтение сейчас, в зрелом возрасте, открывает совсем иные горизонты. Разве можно было в детстве увидеть то, что видно взрослым. Я даже не ожидала, что так случится. Поэтому не могу не писать об этих рассказах.