Больше рецензий

4 ноября 2020 г. 21:59

491

4 когда в этой Вселенной не уписался, а в другой зассал

Фантасмагория, сатира, фантастика с философско-научным подтекстом в антураже современной российской действительности? Я так до конца и не понял, что это я такое прочитал. Проваливаешься словно в чьи-то сновидения и не можешь выплыть, следишь за сюжетом, а оказываешься среди сюжетов картин Сальвадора Дали...

Дмитрий Липскеров, «ТЕОРИЯ ОПИСАВШЕГОСЯ МАЛЬЧИКА», Редакция Елены Шубиной, 2016.
В Москве к пруду бежит огромный мужчина азиатской наружности и бросает камень, круги от которого исходят не вовне, а внутрь, к камню... Мужчина на взводе, женщина пытается его успокоить, они приходят домой и вместе едят прямо в ванной баранину с помидорами, а потом... Женщина сливается вместе с водой в отверстие ванны...

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Я, конечно, понимаю, что можно писать бредово, но писать такой бред и так убедительно ещё надо суметь. У Липскерова получается. Герои превращаются во что угодно и в кого угодно, говорят умные вещи, видят сны и видения, пытаются постичь тайны бытия. Красивый высокий мужик Иван Диогенович Ласкин, скромный физрук местной школы, находит камень, который считает антивеществом, вспоминает своего деда и афганское детство (в котором он был Исламом), любит Настю, которая в нём души не чает. Соседи пишут наветы и азиатская внешность приносит массу трудностей Ивану. А ещё он проглатывает эту самую "антиматерию" и превращается в музыкальный ударный инструмент ксилофон, на котором начинает играть уже видоизменившаяся после распада на частицы и восстановленная Настя, то есть Анастасия Ольговна Переменчивая.

По ходу сюжета героя вытаскивают из психиатрической больницы, где зам.главврача вынуждает Настю вступить в интимную связь, превратившуюся в оргию героини с его сыном-дятлом (ночью человек, а днём дятел, рождён от вороны). А неконтролируемое сексуальное притяжение возникает под действием старинной виниловой пластинки с записью песни "Валенки", ошибочно и фатально записанной задом наперёд, чем отец с сыном и пользуются... Ещё находится известный импрессарио, который под влиянием звуков, извлечённых из Ивана-ксилофона, сам преображается внутренне и внешне и помогает нашей славной парочке в организации гастролей в городке Коврове Владимирской области.

Все эти метаморфозы и духовные озарения приводят во второй части книги к главной битве — противостоянию духовного откровения, вызванного музыкой мужика-ксилофона, с убеждениями задетого за живое врача-материалиста из психушки, которому помогает сынок с тысячами дятлов. Тут и наша провинциальная элита, и звёзды шоу-бизнеса, и наше СМИ, в общем, мистика с реализмом и попыткой пробиться сквозь толщу холодных и озабоченных только хлебом насущным сердец.

«— И чему здесь уж так поражаться! У вас любовник — ксилофон. А у меня сын — бесполезный дятел»


Вообще меня поразил Липскеров такой свободой творческого полёта фантазии и самовыражения, было местами смешно, местами грустно, иногда даже умные мысли о параллельных вселенных возникают. Ведь книга как раз о теории мультивселенной (или "описавшегося мальчика" Вити, мать которого брошена мужем и вынуждена приехать к матери в Ковров, но ведь есть надежда, что всё может быть совершенно иначе, если не на этой Земле, то на параллельной хотя бы).

Книга напоминает мистический реализм, например, Владимира Орлова («Альтист Данилов»), чем-то мне напоминало всё это Мамлеева с его странными героями, есть сатира на грани Пелевина... В любом случае, интересный опыт чтения, автор явно выделяется в современной русскоязычной литератур, правда ничего нового автор не сказал.

Комментарии


Мне очень понравилась Пространство Готлиба - тоже фантасмагория усугубляющаяся, причём постепенно. И еще несколько штук. Нужно Теорию скачать, давно не читала у него ничего.


я вот первый раз читал, весьма необычно... мне посоветовали ещё "О нём и о бабочках"


Эту не читала. Понравились Пространство, 40 лет Чанжоэ, Осени не будет никогда. Стиль тот же - весёлая шиза)


спасибо за совет, обязательно ещё почитаю Липскерова