Больше рецензий

4 ноября 2020 г. 21:14

421

4 Сказки с оборотной стороны зеркал

Он прошел сквозь зеркало и отныне живёт по ту сторону вещей.


Мрачные страшные сказки… Любите такие? Тогда вам сюда. Но всё-таки не спешите! Ах, теперь понятно, откуда могла черпать вдохновение Эллис Нир с её "Страшными историями".
Трудно, очень трудно оценить старые сказки на новый лад от Анджелы Картер. Насколько они восхитительные, настолько же и отталкивающие. Сказочница балансирует на тончайшей грани между откровенным моветоном и готической совершенностью. Читать её одно удовольствие: невероятно богатый язык, очень образный, яркий, идеально подходящий сказкам. Читаешь и видишь снежные кружева зимнего сада, белую розу, трепетно и безнадежно поникшую среди царства льда. Или чувствуешь тяжелый застоявшийся запах зверя, запертого в тесной комнатке, слишком маленькой для его звериной натуры. Или лилии… Комната, полная лилий способна вызвать вполне реальную тошноту. А описания леса? А Россия - страна медведей и звездопадов? Красиво. Невероятно красиво. И при этом, как с теми лилиями, почти тошнотворно. Почти в каждой истории сборника есть что-то отталкивающее, но и притягательное. Как порок, или грех, или нечто постыдное.

Многие авторы обращаются к классическим сюжетам, часто - к сказкам. Первое, что мне вспоминается, Нил Гейман с его перевертышем "Снег, зеркало, яблоки". Или, например, легендарный "Ведьмак". Сапковский тоже обращается к европейской сказочной традиции, переиначивая её.
Что ж. В сборнике Картер кого мы только не встретим! И находчивого забавного Кота в Сапогах, способного придумать дерзкий план и добыть Хозяину семейное счастье, и Спящую Красавицу, наследницу Носферату, и Красную Шапочку в самых разных обличьях, и невесту Синей Бороды, продавшуюся за сверкание рубинов, и почти Белоснежку, и даже два совершенно разных варианта для Красавицы и Чудовища… Вереница любимых и знакомых с детства сказок, но полная новых деталей и прочтений.

Мне книга чем-то напомнила фильм "Страшные сказки" (2015). Там тоже невероятная красота картинки, которая словно оттеняет неприятные и отталкивающие моменты. Хотя у Картер всё куда жестче, извращённее и эротичнее. Ну, где-то эротичнее, а где-то и откровенно грубо.

Книга спорная. Не из тех, которые рекомендуют. И мне более, чем понятно, почему сборник Картер собрал множество негативных отзывов.
Но знаете, есть такие произведения, которые хочется рассматривать, будь то картина, фильм, книга, дизайнерское платье, рассматривать без попыток найти в них некий смысл, пригодность, возможность практического использования, но просто потому что это сделано оригинально, самобытно, экспериментально или попросту красиво. "Кровавая комната" - великолепное буйство пышных образов и красок, облаченное в безупречный по стилю язык. Почти сразу решила отказаться от попыток найти мораль и посыл, если вы хотите сказки с моралью, о четко разграниченных добре и зле с неоспоримой победой первого над вторым, то тогда определенно не сюда. В сказках Анджелы Картер цветут сладострастные жирные розы, вампиры гадают по картам на любовь и смерть, девушки теряют невинность в прямом и переносном смысле, чудовища не только благородны, но и весьма чувственны, путешествие в логово Лесного Царя способно обратиться настоящей поэмой. Любовь меняет и спасает? И губит? Женщины не только слабые жертвы, вернее, совсем не жертвы, они сильны, хитры, распутны и коварны, но и благородны тоже.
Те же сказки, да не те. И вовсе не перевертыши, а словно отраженные кривым зеркалом. Или просто пришедшие с другой стороны зеркал…

Комментарии


Загадочно как. Но пройду мимо - не люблю бояться.


Мне кажется, совсем не твоё :)
Вообще, никому эту книгу не порекомендую. Очень она...своеобразная.