Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

4 ноября 2020 г. 14:30

1K

4.5 "Тебя не люблю я, тебя не люблю я, так пусть твои дети берегутся нелюбви моей!" (с)

Несмотря на то, что каждый из романов данной трилогии очень отличается от других настроением и атмосферой и имеет свой финал , история воспринимается как что-то неразрывное, как последовательная смена фаз от войны и ненависти к перегоревшему пожару, который завершается не примирением, но смирением, принятием сложившейся ситуации и обстоятельств.

Первая часть, "Змея в кулаке", производит наиболее тягостное и изматывающее впечатление, так как погружает в концентрированную ненависть и изощренное противостояние детей и матери. Семья Резо — представители французской буржуазии с историей, уходящей вглубь веков, и некой претензией на причисление к высшему обществу и аристократии. Фред и Жан, отпрыски сего семейства, спокойно жили и горя не знали с бабушкой, но бабушка скончалась, так что детям предстоит встреча с родителями и младшим братом, вернувшимися по такому случаю из-за границы. Однако никакой семейной идиллии не последовало. Мать, которую братья вскоре окрестили Психиморой, быстро начала наводить свои порядки, щедро угощая детей оплеухами и заставляя их жить в спартанских условиях. Отец, являвшийся лишь формальным главой семейства, хоть и не одобрял методов жены, предпочел не вступать в открытую конфронтацию и полностью погрузился в своё увлечение насекомыми. Жан, средний сын, начал в меру собственных сил пытаться противостоять матери. Вся часть пронизана его ненавистью, настолько безумной, что он не просто желал смерти матери, но и готов был сам помочь ей поскорее упокоиться.
Мне показалось, что в методах воспитания мадам Резо и её скупости воплощен не столько частный случай, сколько некие общие пороки закостеневшей религиозной буржуазии. Особенно в тщеславном желании производить впечатление, когда дни богатства минули, "жертвовать необходимым ради излишнего", то есть устраивать безумно дорогой прием, но при этом предоставить сыновьям один приличный костюм на троих.

Вторая часть, "Смерть лошадки", — история взросления и преодоления детских травм. Она более спокойная, уже с проблесками чего-то хорошего в жизни Жана. В этой части герой полностью порвал с семьей, выбрал свой путь. Постепенно начала сходить на нет его зацикленность на собственном несчастном детстве. Также Психимора — ужасное божество этого несчастного детства было свергнуто с пьедестала, оказалось не мифическим всесильным чудовищем, которому ведомо лишь желание всячески отравлять жизнь своим детям, а просто женщиной, несчастной, не знавшей ни любви родителей, ни любви в браке, ведь мсье Резо женился на ней исключительно ради приданного, ни даже любви в неком адюльтере, имевшем последствия.
Также впервые поднимается мысль о том, что вся безумная ненависть Жана к матери происходит из любви отвергнутой и из желания, чтобы его любили, как всякая мать любит своего ребёнка. Но так как необходимое он получить не мог, то бунтами добивался хоть какого-то внимания: лучше жаркая неприязнь, чем презрительное безразличие, лучше быть врагом, чем пустым местом.
Ещё одним интересным моментом является эволюция отношения Жана к женщинам. Если в первой части это неприязнь чуть ли не ко всему роду женскому и откровенное потребительский подход (примером служат его отношения с Мадлен), то в этой он постепенно переходит от сугубо плотских желаний к желанию не только физической, но и душевной близости.

Третья часть размеренная и меланхоличная. Жан уже сам глава большого семейства, муж и отец. Он более двадцати лет не контактировал с кланом Резо, однако в один не слишком прекрасный день мать появляется на пороге его дома и пытается вновь втянуть его в процесс войны за наследство. В этой части окончательно развеивается образ чудовища Психиморы и демонстрируется, как отчаянно мадам Резо умеет любить. Причем объектом её любви стала падчерица Жана — юная Саломея. А Жан окончательно примиряется с тем, что всё сложилось так, как сложилось. Он не получил материнской любви, но может быть счастлив и доволен со своей семьей.
К сожалению, данная часть показалась мне несколько затянутой. К тому же смущали подробности личной жизни Саломеи. Вероятно, автор хотел показать, как время меняет устоявшиеся обычаи, как свобода приходит на смену закостеневшим предрассудкам, но мне было как-то скучновато. За это снизила оценку на полбалла. Сама же история Резо впечатляющая.

Книга прочитана в рамках игр "Killwish" и "Собери своего идола" (Аниме Игры).