Больше рецензий

MironGetz

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 ноября 2020 г. 14:30

2K

0.5 "Искусство в большом долгу"

Меня очень сильно интересуют книги о 90-х. Поэтому когда Денис Драгунский представил публикацию фрагмента романа "Мама!!!" в одном из "толстяков" как большое литературное событие, а потом еще Виктор Шендерович высказался в духе "Очень своевременная книга" шансов пройти мимо у меня не было.

Однако тот самый фрагмент я едва осилил. Сначала не мог понять, в чем дело. Тема интереснейшая, мэтры рекомендуют. А потом почитал, как автор полемизирует в Фейсбуке с читателями, и понял.
В одном из комментариев Анастасия Миронова исчерпывающе, на мой взгляд, описала главную проблему своего произведения:

Я вообще человек с низким эмоциональным фоном, меня мое детство не мучает лично...

Это чистая правда. Текст мертвый, написан с холодным носом. Нет там никакого переживаемого ребенком ужаса, есть задача взрослого человека написать, что ужас был. Причем, эта заданность не отменяет того, что фактологически книга может быть правдива, то есть все описанные события происходили в реальности. Просто книга (вопреки самодовольным заявлениям автора) плохо написана, и ни осмыслением, ни художественной правдой, о которых автор безумолчно разглагольствует на своей странице в Фейсбуке, в романе и не пахнет. Написано очень старательно, по-ученически. Откровенных, бросающихся в глаза ляпов в тексте нет. Однако увидеть картинку или почувствовать эмоцию, которую автор постоянно пытается выжать из читателя, мне так ни разу и не удалось.

Мне кажется, что перед тем, как принять решение о покупке книги, стоит прочесть несколько высказываний автора о себе и о своей роли в истории литературы. Я, признаться, когда читал, глазам своим не верил. Чувство юмора, не говоря уж о самоиронии, у Мироновой отсутствует напрочь. До сих пор не укладывается в голове, что автор книги, изданной в редакции Елены Шубиной может на полном серьезе все это произносить.

И в этой главе - первый мой серьезный вклад в осмысление эпохи, то, чего в литературе не было...

Мне почему-то ребусник Синицкий вспомнился: "Мой первый вклад на дне морском, на дне морском второй мой вклад...".

Так об афганцах еще никто не говорил ни в литературе, ни в кино. Если спросите, что нового в своей книге Миронова открыла о 90-х, пускай назовет три пункта, отвечу: 1) детский ужас перед эпохой, 2) цена подвига челноков, 3) население и афганцы. Так об афганцах у нас точно еще никто не писал.

Эту главу я писала, зная, что тут же покажу ее Дмитрию Муратову, он афганец. ... Эту главу Муратов сразу видел, очень хвалил, даже хотел мне за нее заплатить, вроде как на поддержание таланта. Но текст он в "Новой газете" не напечатал ... И я понимаю, почему: непарадная сторона. ... Многое изменилось за это время, больше я Дмитрию Муратову никаких книг посылать не буду.

Муратов-то, поди, ежедневно на почту бегает и всё жалуется: "Опять от Мироновой ни звука!"

Не было у нас о нашем детстве больших книг и больших фильмов. Наше поколение еще не высказалось. Я с книгой "Мама!!!" первая.

В общем, как говорил Костик из "Покровских ворот":

0:09

Комментарии


Это вам ее журналисткие опусы, видимо, не попадались. Тут впору вспомнить другого классика:

вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости

Нет, попадались, я "Новую газету" регулярно читаю. Но я особо за ее статьями не следил. Пробежал, отметил отсутствие каких-либо доказательств, категоричность и зашкаливающее самомнение, пожал плечами и в следующий раз просто не кликнул.
А вот с книгой прямо зацепило. Два фактора сошлись: то, что ее так мощно и последовательно продвигал Драгунский (Шендерович-то быстро руки умыл, а потом вообще с ней поругался); то, как самодовольно и агрессивно она себя ведет в публичном пространстве.
Ее последние высказывания о Шаргунове — это вообще что-то за гранью добра и зла. Шаргунов, скажем так, не самый близкий мне автор, но даже меня возмутило, как Миронова на ровном месте прицепилась к человеку. Уровень какой-то дурной бабской склоки в "Одноклассниках" или очередного трупоедского "расследования" от Андрея Малахова. Причем, к Шаргунову Миронова прицепилась со вполне себе корыстной целью, чтоб снова прокричать о себе: "он как писатель провалился, а я как писатель состоялась".
Честно говоря, мне иногда кажется, что и РЕШ, и Драгунский продвигают ее из некоей жалости, что ли. Ну, может, мы просто не в курсе, а на самом деле она преодолела какой-то душевный недуг, и ее книга с учетом этого обстоятельства — настоящий подвиг. К слову, как только поверю на секундочку, что это так, тут же стыд одолевает и тянет свой отзыв на ее книгу стереть.
Но если догадка моя небеспочвенна, издательству стоило хотя бы намекнуть. А то ведь там со стороны издательства вместо этого ковровые бомбардировки пошли: "критики признали роман "Мама!!!" самым пронзительным высказыванием о 90-х" (блин, "критики признали"; прямо как в интернетах пишут — "британские ученые доказали").
Впрочем, это хорошо, значит, нет там никакой душещипательной истории про недуг, и её глупость и хамство — это просто глупость и хамство, стало быть, и отзыв мне стирать незачем.


"Бабские сколки" - это вы хорошо заметили.

Что касается РЕШ, мне в последнее время мироздание регулярно подкидывает тексты критика Вадима Чекунова. Идеологически я с ним расхожусь, но в его анализе как отдельных произведений, так и литературного процесса в целом, что-то есть.


Да, здесь мы с вами тоже совпали :) Я Чекунова в Фейсбуке почитываю. Идеология (культ СССР, реверансы авторитаризму и даже тоталитаризму в лице Сталина) точно не моя. Тон, который царит у него в комментариях, мне не нравится категорически (мне идея стаи и коллективный вой/лай на заданную тему и по заданному адресу как-то не очень). Некоторые участники группировки вызывают чуть ли не омерзение (как-то угораздило зайти на канал Соломатиной, так до сих пор, простите, подташнивает).
Однако задача докричаться до тех, кто рулит современным литпроцессом, и потребовать объяснений, более чем уместна. Феномен Яхиной я перетерпел (в ее книге, как мне кажется, все-таки есть некая магия текста, интонация, которая может дотащить читателя до финала через все несуразицы и нелепицы вроде знаменитой сцены с заготовкой дров зимой). Но вот "новый Гоголь" от РЕШ в лице самодовольной Мироновой — это уже совсем за гранью.


А почему вы не расскажете, что вы писатель самиздата? Автор рассказа про ежиков