Больше рецензий

15 июня 2012 г. 15:30

472

5

Извините за рецензию заранее, обычно после сильных , мастерски написанных произведений с идеальным слогом, любая рецензия выглядит скудной. Я все же рискну.
Стиль письма автора перебивает Душное и терпкое послевкусие от романа. Читая это произведение чувствуешь , что вы как будто на одной стороне, эмоционально, ярко, живо и тошнотворно правдиво. Автор не скрывает личное отношение к некоторым героям и это придает роману особенную изюминку. Пресные исторические факты автор облекает в яркую цепь стремительно развивающихся событий.
В.С, Пикуль считал эту работу одной из самых удачных работ, с чем тяжело не согласится. Роман написан живо , образно. Автор наделяет характером каждого своего героя, а их в романе более 100. После прочтения не покидает ощущение, что ты просмотрел увлекательнейший документальный фильм.
Наряду с тем, что роман считается одним из самых весомых произведений в творчестве В.С. Пикуля, именно за этот роман он больше всего и пострадал. Критики обвиняли автора в неаккуратном обращении с историческими фактами, приверженцы царизма неоднократно избивали автора , а по личным распоряжению Суслова за Пикулем было установлено наблюдение.
Несомненно, данным произведением не стоит пользоваться как историческим справочником, думаю, автор и не преследовал такой цели - хоть это и исторический роман, но все же РОМАН.
Но не стоит и упускать из виду тот факт, что Пикуль художественно приукрашивал своих героев, а не менял их роли в Историческом спектакле описываемой эпохи.
Читать Всем! Язык романа прекрасен, описание героев несравнимо, юмор невероятно остр)

Комментарии


Пострадал настолько, что "Нечистую силу" издали под заглавием "У последней черты" и с многочисленными правками-вырезками. Впервые книга вышла в "Роман-газете", люди переплетали номера в отдельную книгу, а Пикуль горевал, ведь это не его книгу читали.


Вы описали версию, которую выдавал сам Пикуль. Положите рядом два текста и сразу увидете, что "У последней черты" произведение цельное, а "Нечистая сила" - тот же текст, но с неаккуратно добавленными кусками. Да и вообще Пикуль никогда не писал ничего неполиткорректного. Когда выгодно стало публиковать вещи шовинистические - слепил из одной книги другую. Кстати, тогда же стало модно быть пострадавшим от цензуры:))


чудесно, не знала. спасибо.


Пикуль художественно приукрашивал своих героев, а не менял их роли в Историческом спектакле описываемой эпохи.

У Пикуля:
"Сначала в этом пруду Алиса с сестрой Эллой выкупали фрейлину Саломею Орбелиани — женщину удивительной красоты, парализованную от сифилиса, которым ее заразил свитский генерал Рыдзевский".
И в реальности (из книги С. Буксгевден "Жизнь и трагедия Александры Федоровны"):
""...я ужинала с фрейлиной княгиней Соней Орбелиани, с которой у меня завязалась тесная дружба. Она была кавказского происхождения, тогда ей было около тридцати лет. Интеллигентная, она обладала большим чувством юмора и жизнерадостным и щедрым характером грузинского народа. У бедной Сони было врожденное заболевание спины. В то время она еще просто хромала, но от врачей Императрица знала, что Соня была обречена стать полностью парализованной. Когда бы Соня ни заболевала, она сама ухаживала за ней и каждый день обязательно навещала ее".
У Пикуля о 1915-1916 годах:
"А в Царском Селе творилось невообразимое: Алиса заламывала руки, Анютка готова была рвать на себе волосенки"
В реальности: (из книги А. Танеевой-Вырубовой "Страницы моей жизни")
"...переехали в Царское Село, где Государыня организовала особый эвакуационный пункт, в который входило около 85 лазаретов в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и других местах. Обслуживали эти лазареты около 10 санитарных поездов ее имени и имени детей. Императрица решила лично пройти курс сестер милосердия военного времени с двумя старшими Великими Княжнами и со мной. Стоя за хирургом, Государыня подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. ...В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знамения, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей. ...Железная дорога выдала мне за увечье 100 000 рублей. На эти деньги я основала лазарет для солдат-инвалидов, где они обучались всякому ремеслу; через год мы выпустили 200 человек мастеровых, сапожников, переплетчиков."
У Пикуля:
"Гречанка [жена вел. князя Павла Александровича] не вынесла измен мужа и, родив Дмитрия, сразу же приняла сильную дозу яда".
В реальности: жена князя умерла в родах.
У Пикуля:
"Хиония Гусева видела в Распутине главный источник того зла, которое сгубило ее жизнь. Мало того, Распутин осквернил ее дочерей".
В реальности: источник этого утверждения - газета "Копейка". На самом деле, Гусева шила шапки, а не занималась проституцией. В своих показаниях она также сообщила, что детей у нее нет.