Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2020 г. 21:21

2K

5 Смешно, если это действительно так!

Пишу вторую за сегодня рецензию на пьесы Теннесси Уильямса. Да, нужно признать, что в моей читательской биографии состоялась очень значимая встреча с новым автором, произведения которого заставляют думать и глубже понимать эту простую и сложную в своем единстве жизнь человеческую. И снова, как и в первой сегодняшней рецензии, вынужден помянуть, что подход к проблемам и метод их рассмотрения Уильямсом кажутся мне очень похожими на чеховские, преемственность, как говорится, на лицо.

А еще эта пьеса заставила меня вспомнить другую пьесу - "Опасный поворот" Джона Пристли. Два этих произведения объединяет тема всепоглощающей лжи, скрывающейся за фасадом благополучия. И даже есть еще один объединяющий аспект - закулисная смерть значимого персонажа. У Пристли это подается в детективно-психологическом ключе, у Уильямса исключительно в психологическом.

Ложь пронизывает все пространство представляемой пьесы, она начинается со лжи, ложью и заканчивается. Но Уильямс затеял очень смелый эксперимент, он решил проследить путь превращения лжи в правду, И помогает ему в этом Мэгги - супруга одного из главных героев, та самая Мэгги, которая чувствует себя в этой жизни "кошкой на раскалённой крыше", и о которой её супруг говорит, что она всегда "как кошка приземляется на все четыре лапы".

Но отвлечемся на время от Мэгги, мы к ней ещё вернемся, а пока сосредоточимся на главных героях-мужчинах - отце и сыне Поллиттах - Большом Па и Брике. Они очень схожи и в тоже время диаметрально противоположны. Схожи они в своем неприятии лжи и трагическом свыкании с ней, а вот разница между ними в личной силе. Большой Па - очень сильная личность, человек, строящий вокруг себя свой собственный мир, требующий от всех по максимуму, и тем самым, не желая того, толкающий своих домочадцев ко лжи. Брик - слабак, не выдержавший серьезного жизненного удара, и медленно, но верно, спивающийся.

У Большого Па два сына, кроме Брика есть еще старший Гупер, но отец, не скрывая того, любит младшего. Да и Большая Ма теплее относится к неудачнику Брику. Вот эта родительская любовь, возможно, и есть причина его слабости, ведь его больше любили, больше оберегали, меньше требовали. И в результате жизнь оказалась для него непреодолимым барьером. Недаром в пьесе он ковыляет на костыле, сломав накануне ногу ночью на стадионе, преодолевая барьер.

Слабаки всегда спасаются бегством, пьянство Брика и есть такое бегство, он бы сбежал и по-настоящему от Мэгги и от семейки, но у него сломана нога. Но у него есть спасительный "щелчок", после которого он отключается от назойливой реальности. И часть этой реальности - Мэгги, он её не просто не любит, он её ненавидит, ведь именно она стала причиной главного жизненного краха Брика - разрыва с лучшим другом Скиппером, которым он очень дорожил, потому что между ними не было лжи. Не было, пока не появилась Мэгги, спровоцировавшей кризис в результате которого Скиппер ушел из жизни.

Кстати, отношения к женам тоже роднят отца с сыном, Большой Па тоже никогда не любил свою жену, только терпел её. Он не любит и Гупера, и его жену Мэй, исключение только Брик, и, как ни странно - Мэгги.

Вернемся к ней. Мэгги - настоящая кошка, гуляющая по раскаленной крыше трудной и непредсказуемой жизни, осложненной тем, что она по-настоящему любит человека, который к ней равнодушен. Она действительно умеет, падая, вставать на все четыре лапы. Она очень тонко чувствует всех членов семьи, безошибочно определяя их отношение к себе.

И в сложившейся ситуации она ложью исправляет другую - еще большую ложь. Гупер и его женушка готовят аферу, в результате которой будет проигнорирована воля Большого Па и не учтены интересы безвольного Брика. Особенно старается в подготовке несправедливости Мэй, которая пытается контролировать всех и всё, подслушивая и подглядывая. В постановке Московского академического театра имени В.В. Маяковского она присутствует в каждой сцене, в декорациях сделано специальное окошко и в него все время видно сосредоточенное лицо ушлой невестки.

Гупер с женой настолько лживы и отталкивающи, что симпатии читателя и зрителя в любом случае оказываются на стороне Брика. Если отец оставит дело ему - именно это будет правдой. И тогда Мэгги совершает то же, что и остальные - нагло лжет, но эта ложь восстанавливает искомую правду. Вот так правда сотворяется из лжи, и по другому в семействе Поллиттов быть не могло.

Пьеса заканчивается очередным признанием Мэгги в любви Брику и его сакраментальным ответом: "Смешно, если это действительно так!". Именно эту фразу произносит и Большой Па, когда Большая Ма признается ему, что искренне любила его все эти годы. Но дело в том, что и Большая Ма и Мэгги действительно любят своих мужчин, потому их реакция - это страшный диагноз - серьезно может восприниматься только ложь, правда кажется смешной.

1226
.

Комментарии


Не намечаются ли Уильямские дуэли с Людмилой? Спасибо, Сергей, обе рецензии очень интересные. Сделал ошибку, не добавив эти пьесы в хотелки после Людмилиных замечательных рецензий. Исправился.


Надо будет подумать...)


И снова спасибо, Сергей, за отличную рецензию!

Эту пьесу я тоже читала, хоть и не писала на неё отзыв. Конечно, опять сразу вспоминается наш любимый Антон Павлович. ) В пьесах Уильямса речь идёт о человеческих отношениях на фоне старых плантаций Юга, перекликающихся с чеховским вишнёвым садом. Большой Па – плантатор, а Аманда из "Стеклянного зверинца" живёт воспоминаниями о прежней жизни на Юге. И это уничтожение плантаций знаменует гибель утончённой культуры, как и конец вишнёвого сада у Чехова. Но пьесы обоих драматургов позволяют каждой эпохе проводить аналогии с современностью, рассматривая их со своей точки зрения. Теннесси Уильямс действительно многому научился у Чехова, в чём он неоднократно признавался сам.

Американский драматург Артур Миллер, считающий, что влияние Чехова на мировую драму не знает равных, отмечал, что «по крайней мере, одна из традиций Чехова явственно ощущается в творчестве Уильямса… Вынужденный бежать с разорённой плантации человек окунается в жизнь, далёкую от эпохи, всё ещё продолжающейся на плантации, той поры, когда человеческие отношения ценились выше экономических условий».

Кстати, упомянутый в рецензии Джон Пристли считал Чехова своим учителем и прекрасно видел в его пьесах некие фундаментальные истины о жизни в этом мире. А "Опасный поворот" тоже очень даже перекликается с чеховской "Чайкой", хоть и звучащие в обеих пьесах мотивы цепочек неразделённой любви используются драматургами по-разному.


Спасибо за "чеховское" дополнение - всё верно.
Вчера убедился насколько необъятен Уильямс. Знаю, что не коснулся множества аспектов, но чтобы охватить все, неизбежно пришлось бы перейти на пересказ, а длина рецензии была бы не меньше самой пьесы :)


Но можно писать больше одной рецензии на одно произведение. Это я так, к слову


Можно, но не ранее, чем через месяц )


Смешно, если это действительно так


можно писать больше одной рецензии на одно произведение

Гениальная идея! Надо снова взять её на вооружение. Ведь с Кафкой я как раз поступала не совсем так, но подобным образом. )


Про Кошку прям добавил в хотелки