Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2020 г. 19:53

1K

5 «Когда у тебя есть дом, ты никогда не чувствуешь себя одиноко».

Сам Юджин О'Нил охарактеризовал «Долгий день уходит в ночь» как «пьесу о старой печали, написанной слезами и кровью». Это автобиографическое произведение, рассказывающее о семье писателя, поэтому оно настолько пропитано болью и страданием.

Пьеса о тотальном одиночестве и внутреннем бездомье всех действующих лиц. Эта их неприкаянность и потерянность сквозит в каждой реплике, в каждом жесте. Нет у них Дома – места, где тепло, душевно и безопасно, где защищают и лечат даже стены. Не крыши над головой, не общего жилища, а именно Дома. Всем им действительно очень одиноко, хотя они – семья, хотя все любят друг друга. Но ведь любят и ненавидят одновременно! Все они – словно заблудившиеся в тумане, который упоминается в начале 2 действия. Такая вот семья в состоянии трагической обреченности.

Образы пьесы очень неоднозначны. Отец – человек пьющий, прижимистый, даже скупой, постоянно твердящий о деньгах, из экономии гасящий свет в комнатах (символическая деталь!) Даже любовь к жене он мерит материальным эквивалентом – купил ей машину для прогулок. Но при этом он знаменитый актёр, служитель искусства, страстный поклонник Шекспира! Мать – наркоманка, прячущаяся от реальности в морфиевом чаду. Старший сын – неудачник, алкоголик, гуляка, предпочитающий проводить время в борделе. Младший – болезненный, страдающий от туберкулёза; тоже зараженный общесемейным «недугом», и он не прочь пропустить стаканчик. На каждом лежит печать упадка, вырождения. Тайрон считает, что причина морального разложения сыновей – в забвении ими веры и пренебрежении нравственными заповедями. Но в этом отношении младшим Тайронам есть с кого брать горький пример. «Если бы я могла вернуть веру», – сокрушается их мать. Да и отца сыновья упрекают в отсутствии интереса к духовным началам жизни.

Конечно, героев можно осуждать, но драматург так психологически тонко и точно строит действие, что им остро сопереживаешь. Каждый – словно оголенный нерв. У каждого свои боль и драма, а порой и трагедия. Своя вина. Своя правда. И своя история, в которой кроются корни нынешнего состояния героев. Тайрон, переживший нищее детство и суровую юность, именно оттуда вынес и свою бесприютность, и науку ценить каждый доллар. Его судьба – пример того, как наказан человек, променявший данный Богом талант на материальный успех. Мери, вынужденная вести богемный образ жизни, колесить за мужем по городам и весям и жить в дешевых гостиницах, была лишена возможности обрести свой Дом и стать его хранительницей. Страшная трагедия, которую она пережила, – как мне кажется, тоже результат этого внутреннего бездомья.

Возникает сакраментальный вопрос: кто виноват? В том-то и дело, что все и никто. Как мне видится, драматург мастерски передаёт трагизм повседневности и экзистенциальную тоску героев драмы по высокому, духовному существованию.

«Долгий день…» вписан в культурный контекст эпохи. Здесь спорят о Ницше, читают Бодлера. Но вместе с тем автор поднимает и вечные вопросы, и прежде всего об ответственности человека за свою судьбу и судьбы своих ближних.

И еще один момент показался мне очень интересным. Когда-то, в начале XIX века, русские драматурги ополчились против отживающего уже классицизма как искусства, тормозящего развитие литературы, сковывающего фантазию автора, навязывающего жёсткие правила и ограничения. О'Нил блестяще доказал, что и спустя почти полтора столетия можно написать серьезное, яркое и всегда современное произведение в рамках пресловутых классических трёх единств (места, времени и действия). Эта форма сообщает событиям драмы особый трагический накал, который по звучанию ничуть не уступает атмосфере пьес античного театра.

Спасибо группе «Драматургия» за возможность приобщиться к таким высоким образцам драматического искусства.

Комментарии


У каждого свои боль и драма, а порой и трагедия. Своя вина. Своя правда. И своя история, в которой кроются корни нынешнего состояния героев.

Это Вы очень точно и ёмко сформулировали про героев пьесы. Иными словами, мы не можем осуждать других, если не пережили, не прочувствовали их опыт. Как мне кажется, важно, когда литература подчёркивает эту, казалось, нехитрую мысль...

Спасибо за увлекательную рецензию! В результате захотелось поближе познакомиться с пьесой)


мы не можем осуждать других, если не пережили, не прочувствовали их опыт. Как мне кажется, важно, когда литература подчёркивает эту, казалось, нехитрую мысль.

.
Да, Вы правы. Причём я люблю, когда в литературе эта мысль выражается не "в лоб".
Надеюсь, Вам пьеса понравится. Спасибо за внимание к моей рецензии и замечательный комментарий))