Больше рецензий

Freyia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июня 2012 г. 13:46

383

5

Прекрасно. Просто прекрасно. Хороший, добротный этнографический труд. При этом написан очень легким языком, без излишнего углубления в специальные термины. Зато с массой примеров народных быличек, рассказов и поясений, собранных этнографами в своих экспедициях.

Автор идет в своем повествовании от общеславянских высших богов к мелкой нечисти. В принципе, большая часть этого мне и так была известна. Сложно закончить истфак и не быть в курсе научного изложения дохристианских верований. Так что гораздо больший интерес для меня представляли как раз былички. Как иллюстрация пост-христианских верований. А точнее, того самого "народного православия". Хотя, как можно вот это все называть православием - большой вопрос. Если христианство там и мелькало, то крайне недолго и очень фрагментарно.

Для начала можно поумиляться образу Параскевы Пятницы, в которую переродилась Мокошь. Особенно быличке, в которой она наказывала хозяйку за работу в пятницу. Заставила за ночь напрясть сорок веретен и все в клочья под окном порвала, приговаривая, что если бы та не успела допрясть, то вместо веретен ее бы саму так в клочья подрали. Благостная христианская святая, ага.

Далее можно порадоваться тому, как в народных представлениях сотворялся мир. Дохристианские верования представляли двух творцов, а не одного. Так что в народных побасенках творцами были бог и дьявол на пару. Особенно прелестно выглядят басни о том, как черт придумал, к примеру, пчел, а бог с апостолами их у черта сперли и отдали людям. Откуда взялись апостолы при сотворении мира вопрос отдельный. Наших предков он не особо волновал. По их мнению черт много чего напридумывал, но все это у него потырили коварные апостолы во главе с богом ради блага человечества. Как это сочетается с заповедью "Не укради" мы тоже размышлять не будем. А никак!

Кстати, всякие пакости, вроде вшей, клопов, тараканов и болезней появились потому, что кто-то из сметных не угодил Христу, Богоматери, Иоанну Крестителю... Проклинали они направо и налево. В одной быличке Богородица так разошлась, что только заступничество Христа и спасло человечество от поголовного истребления. Даже не пытайтесь сопоставить это с "официальными" образами.

Далее начинается огромный пласт народных верований, связанный с заложными покойниками. Эти покойники крайне коварны и перерождаются во всякую нечисть. Русалки, лешие, водяные, домашние духи. Становятся ими те, кто умер неестественной смертью. Причем неестественной считалась любая смерть того, кто не дожил положенного и не исполнил долга, то есть, не оставил потомства. Болезнь, несчастный случай, самоубийство. Все в одной куче. Этих покойников не принимает земля, они не могут уйти на тот свет и шляются вокруг, вредя живым. Вообще, если почитать, можно сделать выводы, что тех, кто благополучно отправился с этого света на тот, крайне мало. Ну, а уж тех, кто при этом добрался до райских кущ вообще можно по пальцам пересчитать.

Так что вокруг людей просто роится сонм всяких вредных сущностей, с которыми лучше не ссориться. Когда читаешь про то, как с домовым и лешим христосовались на Пасху... В общем некоторые неконтролируемые приступы истерики обеспечены.

Ведьмы, колдуны и знахари это особый случай. Кстати, вы знали, что душа колдуна выходит из тела через специальную дырку под коленом, прикрытую наростом? Вот у кого где душа, а у колдуна в коленках.

Очень доставляют способы борьбы со всей этой братией. Через запятую: крестное знамение, молитва, матерная брань. Последнее, кстати, самое сильное и верное средство. Очень рекомендуется при встрече с нечистой силой. Поскольку же означенная нечистая сила вся поголовно может оборачиваться чуть ли не кем и чем угодно, то возникает масса возможностей. Вот, к примеру, лешего в лесу можно встретить в любом виде. От шишки до встречного прохожего. И для профилактики рекомендуется его сразу вот и послать. Если в ответ на десятиэтажное приветствие вам прохожий в морду с разворота ответит, то все нормально. Наш человек. А если исчезнет побыстрее, то это леший и был. Нда. Я всегда подозревала, что каждый интеллигент в душе немного леший...

В общем и целом чтение этой книги просто один сплошной праздник духа. Особенно для тех, кому интересны народные верования и суеверия.

Комментарии


С удовольствием прочитала Вашу рецензию). Спасибо. Собиралась забрать в хотелки, да раздумала - слишком впечатлительная натура, чтобы читать такие вещи)) Потом выведи, попробуй, всех тараканов из головы))).
Да у меня тоже есть подобная книжеца - даже с заговорами от некоторых болячек. Попробовала с дури ума остановить себе кровь. Что-то пошло не так, и кровь из пальца хлестала, пуще, чем до заговора)


Каких, простите, тараканов? Это - научный труд этнографа. Какие заговоры?


Каких, простите, тараканов?

Не тех, о которых Вы писали)) Это я о том, что, впечатлившись, буду ходить и оглядываться: нет ли где домового, не мелькнет ли где русалочий хвостик)).

Какие заговоры?

Я о своей книге, где описываются традиции, обычаи, праздники, суеверия, заговоры, колядки... Книга ведь тоже написана была не как руководство к действию, это я пыталась применить ее в своих интересах)
К Вашей книге это, конечно, отношения не имеет, так, вспомнился случай))


Спасибо большое за рецензию! Давно хотела прочитать что-то подобное, с детства интересуюсь верованиями наших предков, только не знала, с какой книги начать)


Ну, большого объема именно по давним предкам тут нет за неимением источников. Но по народным суевериям неплохой экскурс.


Прекрасно! У меня нечто подобное лежит, надо тоже соблазниться. :)


О да. Я в восторге от этой книги. Кстати, сразу можно прикинуть сколько вот из этого благополучно дожило до наших дней. При тех же похоронах ну половина всяких ритуальных действий - оттуда.


Да, если вдуматься, то наши порядки, правила, обряды и повседневные вещи - такое язычество. Насколько все-таки въелось в подкорку, просто удивительно.


Именно. Вот кто сейчас помнит, зачем на похоронах табуретки, на которых гроб стоял, переворачивают? А все потому же. Чтобы мертвец из могилы не шлялся к живым. Просо на могилу насыпают. А предки верили, что души в птиц перерождаются. Это им тризну так устраивали. Мертвым предкам. На Троицу ветки приносят. А раньше верили, что души, которые в это время приглашали в гости, сидят на ветках. И надо по ветке на каждого умершего предка в дом принести. Со свадебными обычаями уже похуже, многое ушло за годы атеизма и научного коммунизма. Кстати, примечательно, что похоронные и вообще загробно-потусторонние суеверия держатся куда крепче.


Кстати, да. Я вот тоже обращала внимание, что традиции, связанные с загробным миром, более живучи. Может, потому что это больше пугало, волновало, казалось важным?.. А свадьба - ну подумаешь, очередной этап жизни, никаких страшилок.


Может потому, что свадьба и прочие этапы жизни, хоть и считались связанными с потусторонними силами, но не были так окончательны, как смерть.


Согласна. Видимо, так и есть.