Больше рецензий

30 октября 2020 г. 13:34

721

3

Самоанализ – штука неплохая.

Лотта Бёк в начале книги представляет из себя насквозь шаблонную фигуру самого что ни на есть обыкновенного преподавателя. Жизнь у неё насыщена событиями, студентов она любит настолько, насколько это вообще возможно, лекции свои она любит тоже и старается их начитывать от души, что хорошо чувствуется. Случай сводит её с Таге Бастом, который хочет снять фильм именно про неё, ни про кого другого, и поэтому таскается за ней с видеокамерой чуть ли не до двери туалета.

На самом деле книга не о высшем образовании, как это казалось на первых страницах. Непонятно где, в какой момент, но повествование уходит в сторону от прямолинейного пути и история о преподавателе превращается в поиск своего собственного отражения, поиск настоящего себя. Дело в том, что Лотта Бёк впустила в свою личную жизнь не Таге Баста, а его кинокамеру, у которой нет ни эмоций, ни участия. Под взглядом холодного объектива её начинают мучить сомнения: а правильно ли она живёт, правильно ли действует? Она начинает вглядываться в зеркало и находит там другую женщину, не себя.

Книга наглядно раскрывает тему самовоприятия в этом мире, подчас балансируя на тонкой грани между популизмом и психиатрией. Таге Баст отнюдь не жесток, но так получилось, что он фактически навязал Лотте своё видение её самой — потому что так было удобнее в первую очередь для него. Её же сомнения вполне обоснованы — со стороны ведь всё видится лучше, так? Вигдис Йорт в достаточно скупых описаниях переживаний своей героини смогла показать этот небольшой разрыв, от которого пошли трещины через всю жизнь Лотты Бёк. Как оказалось, сломать человека проще простого…

Не знаю почему, но быть добрым одновременно с другими и с самим собой оказалось слишком сложно.

Книга прочитана в рамках 98-го тура игры "Спаси книгу - напиши рецензию!"