Больше рецензий

27 октября 2020 г. 23:35

1K

5 Нет, это гениально! Написать об абьюзивных отношениях в форме для детей.

Начну с того, что Карлсон реален вне сомнений. Об этом говорится в повести неоднократно: сначала его видели не только сам Малыш и его друзья-одноклассники, но и члены его семьи в том числе и родители. Затем и другие персонажи повести вплоть до статьи в газете о Карлсоне. Поэтому мне странно читать людей, которые пишут о том, что Карслон всего лишь выдумка Малыша. Тогда надо говорить и о массовой галлюцинации.

Но в данной детской повести не о массовой галлюцинации речь. И уж точно дети не эксперты в психологии, чтобы размышлять над какими-то альтер-эго, появившимися в результате психологической компенсации, что даже не каждому взрослому понятно. Дети воспринимают всё буквально, а значит и персонаж Карлсона для данной повести реальный, а не фантазия Малыша. И читающему взрослому тоже следует воспринимать Карлсона, как реальный сказочный персонаж. Зачем усложнять?

И тогда становится понятно, что эта история о реальных абьюзивных отношениях нарцисс - жертва. В которых в роли нарцисса выступает, само собой, Карлсон, а жертвой, соответственно, является Малыш. Это очевидно. Или можно понять по восприятию несправедливого отношения Карлсона к Малышу.

Астрид Линдгрен в этой повести даже показала почему собственно Малыш стал жертвой манипулятора - конечно из-за отсутствия должного внимания со стороны родителей к Малышу и даже из-за пренебрежительного отношения всех членов семьи к Малышу.

И намекнула на то, почему Карлсон стал нарциссом: мамочка его, со слов самого Карлсона - мумия, что можно трактовать, как холодную бесчувственную женщину; а отец гном, который гонялся за ним с мухобойкой, когда Карлсон был совсем маленьким, что говорит о том, что отец Карлсона был не прочь применить физическую силу в воспитании сына, а возможно даже и применял.

И оба они чувствуют себя одинокими. Вот и встретились два одиночества и начался движ за счёт которого Карлсон самоутверждался, а Малыш чувствовал себя нужным.

Но, пожалуй, это ещё не самое страшное, ведь Карлсон просто друг Малыша. И есть надежда, что Малыш, все же однажды выйдет из этих отношений с минимальной травмой для психики.

А что если представить Карлсона - инфантильного взрослого (ведь Карлсон - это мужчина в самом рассвете сил), конкурирующего и разрушающего всё вокруг себя, на месте родителя ребенка? Ребенку приходиться брать ответственность за такого родителя на себя, оберегать, защищать, играть по его правилам, отказываться от собственных удовольствий и развития. Принимать обесценивание своих чувств и вещей, унижения и бестактное вмешательство в своё личное пространство. Постоянно испытывать тревогу и беспокойство, а вместе с этим и непреодолимую привязанность. И всё это на протяжении долгих и долгих лет постоянно. Вот где настоящий ужас. И весь этот спектр чувств, испытываемых Малышом, находящимся в созависимых отношениях, Линдгрен хорошо описала.

Как и то, что Карслсон действует при помощи манипулирования используя и дурача Малыша. Частенько навязывая Малышу чувство вины. Не забывая при этом время от времени подбрасывать и позитивные моменты в виде приключений и мирных чаепитий, которые на фоне всех этих стрессовых безобразий воспринимаются Малышом как благодать. А так же играть роль благородного рыцаря, бесстрашного и заботливого, чем и подкупает, очаровывает. Признаться, даже я поймала себя на этой мимолётной очарованности Карлсоном.

И такое можно встретить где угодно сплошь и рядом в реальной жизни.

В старину сказки были призваны уберечь детей от опасности, поэтому в них рассказывали всякого рода страшилки. В "Малыше и Карлсоне" с Малышом физически ничего страшного не случается, но вполне может: эти гулянья по крышам, летания, ловля воров. Сам Карлсон подвергает Малыша этим опасностям. Карлсон опасен. В какой бы легкой и веселой форме это не было преподнесено. И даже сам Малыш, в какой-то мере, это понимает. А значит поймет или интуитивно почувствует читающий эту повесть ребёнок. И, возможно, сделает для себя определенные выводы, которые помогут ему в дальнейшем понять хочет ли он подобных отношений в своей жизни или нет, ответив себе на вопрос: хочу ли я иметь такого друга, как Карлсон? Ведь в большинстве ситуаций Малышу с Карлсоном было вовсе не весело.
Или образ Карлсона поможет ему распознать токсичного человека в своём окружении. Но это при условии, что читатель не отрицает существование Карлсона, не ассоциирует себя с ним и не хочет быть как он. Иначе это повод задуматься.

Для родителей же эта повесть является ярким примером того, какими не стоит быть по отношению к своим детям.

А вы про антипедагогичность.