Больше рецензий

p4olka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2012 г. 19:14

194

5

История – это роман, бывший в действительности.
Эд. и Ж. Гонкуры


Настанет день, когда вас призовут к ответу за все вами
содеянное. И если есть на небесах справедливость, то
для того, чтобы вас покарать, не хватит вечности.
Дж. Фаулз


Может ли проклятие человека, приговоренного к костру, повлиять на жизнь людей, наделенных всеми привилегиями и полнотой власти? Таким немного мистическим вопросом задается читатель в начале романа. Эта идея объединяет, придает законченную художественность всему произведению, который вправе можно считать эталоном исторического романа. Строгий по форме, лаконичный по содержанию, увлекательный, точно соответствующий реальным историческим событиям – такова краткая характеристика «Железного короля».

Сложно писать рецензию на книгу, которая очень понравилась, но выразить свои восторги ты не имеешь права, потому что книга настолько строгая, настолько объективная, что все эмоции будут казаться неуместными. И мне остается лишь отбросить все свои ахи-вздохи и писать по всей форме критической рецензии.

Начнем с героев, потому что у Мориса Дрюона получилось то, что не получается у многих писателей исторических романов – это жизненность и реалистичность. Персонажи и события настолько правдоподобны и ярки, что, наверное, у целого поколения читателей сложились образы исторических личностей именно по этим книгам.

Филиппа IV Красивого автор наделяет загадочностью, жестокостью, несгибаемостью. Основной объем текста он предстает перед нами, как недосягаемая статуя – даже глаза у короля не моргают. Именно так его видел народ Франции. Но ближе к концу Филипп обретает большую человечность, мы начинаем видеть его эмоции, раскаяние по поводу жестокостей и стремление исправить все ошибки. При правлении железного короля "Франция была великой державой, а французы - несчастнейшими из людей".Таким образом, король теряет популярность у своего народа и идол, которому поклонялись свергнут и становится обычным человеком с ошибками, сомнениями, несчастьем.

Личность Гийома де Ногарэ перекликается с современностью автора и отражает его отношение к фашизму (серия был написана в 1955-1977 годах). Можно считать, что Гийом – это олицетворение Гитлера:

Ногарэ жил в некоем вымышленном мире, где мерилом всего была государственная польза. Отдельные личности ничего не значили в его глазах, да и себе самому он не предавал никакого значения.
Через всю историю человечества проходит вечно возрождающееся племя таких вот фанатиков общего блага и не писанного закона. Их логика граничит с бесчеловечностью, бездушием как в отношении других, так и в отношении самих себя; эти служители отвлеченных богов и абсолютных правил берут на себя роль палачей, ибо желают быть последними палачами. Но это лишь самообман, так как после их смерти мир перестает им повиноваться.


Филипп также упоминает евреев, выражая раскаяние и сомнение в правильности их действий, а также причину геноцида:

– А евреи? Разве не переусердствовали мы, посылая их на костер? Ведь они тоже создания господни, они страдают, как и мы, и тоже смертны. На то не было божьей воли.
– Людовик Святой ненавидел их, государь, и королевству нужны были их богатства.


Толомеи и организация ломбардцев – это прообраз современных банков, могущественных, но невидимых правителей мира. Банкиров из города Генуи автор характеризует так: «Стоит генуэзцу взглянуть на твой карман, как там уже пусто». Толомеи исподволь, с помощью шантажа и денег манипулирует ближайшим окружением короля, и таким образом меняет ход истории:

Захвати также вот этот мешочек – здесь тысяча ливров: это оружие посильнее всех клинков на свете.



Образ Ангеррана (правителя королевства) де Мариньи олицетворяет современную коррупцию и рисует механизмы подкупа власти.

История с принцессами-прелюбодейками подытоживает основную идею книги о наказуемости зла, ненависти и других грехов человечества. Все зло в этом произведении оказалось наказано, все махинации разоблачены. Это удивительно, ведь действующие лица и события реальны, не вымышлены. Тогда, может быть, она есть – высшая справедливость?

Книга мне показалась очень актуальной, она затрагивает как вопросы истории, политики, общественной жизни, так и проблемы индивидуальности. Много аспектов можно еще выделить из контекста произведения. А тем, кто интересуется французской историей, я ее настоятельно рекомендую. Это увлекательное изучение истории, вы сами не заметите, как запомните все окружение короля, все события, преподнесенные в увлекательной художественной форме и объединенные в целостное произведение. В целом книга оставляет сильнейшее впечатление качественного исторического романа с отличным языком, продуманностью и яркими образами.

Комментарии


Полку любителей "Проклятых королей" прибыло)


Ну как же можно их не любить?))


Не у всех "идет" этот цикл. Хотя книги потрясные, читаются на вздохе, потому что выдохнуть просто страшно, чтобы не разрушить тщательно выстроенную и тягостную атмосферу средневековья.
У Дрюона не только "Короли" хороши, очень понравились "Дневники Зевса" - необычно и занятно.
Как вам сравнение Дрюона и Дюма, от которых никуда не деться?)


У Дюма читала только "Граф Монте-Кристо"((. Три мушкетера будут после "Узницы Шато-Гайара". Но по прочитанной критике сложилось впечатление, что Дюма склонен к сильному искажению исторических фактов. А хотелось бы, как у Мориса Дрюона - если читать, то верить до конца.
Даже цитата нашлась в тему из "Клуба Дюма":

Знаете, что он [Дюма] отвечал тем, кто говорил, будто он насилует Историю?.. "Я ее насилую, истинная правда. Но я делаю ей очаровательных детишек"


Об этом упоминает и Умберто Эко в "Шесть прогулок в литературных лесах", на примере анализа улиц Парижа. Дюма использовал в "Три мушкетера" улицу, которая появилась намного позже действия романа. А именно одна из улиц была переименована. Дюма использует в своем романе оба названия - старое и новое. Но у него это две разные улицы.


Дрюон относится к истории как к любимой жене - внимательно,трепетно, честно, а Дюма - как к молоденькой и легкомысленной любовнице - задорно, бахвально, лишь бы очаровать, ослепить, покорить, потому и завирается и приукрашает)


А у меня вот "Дневники" не пошли. Брался после всей серии про королей, но что-то дальше пары десятков страниц не пошло.


Кхм... я прочитал за несколько дней, затянуло и не отпускало. Написано оригинально и совсем не похоже на "Королей". Может этим и привлекло?)


Я как-нибудь ещё раз попробую, может, в следующем долгострое.


Всю серию обожаю!


Здорово) Будешь теперь всю серию читать?


Конечно! Уже в процессе "Узница Шато-Гайара")


Кстати, очень хорошая книга. Персонажи прописаны великолепно, почему-то больше всех запомнился юноша-племянник богатого банкира и "вождь" тамплиеров (не смотря на то, что его "песенка спета" еще в завязке).