Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 октября 2020 г. 17:40

2K

4.5 В поисках "Чёрной кошки"

В целом книга буквально дословно повторяет сценарий культового сериала Станислава Говорухина (хотя, в принципе, как-раз наоборот). С той лишь разницей, что повествование в «Эре милосердия» ведётся от лица лейтенанта милиции Владимира Шарапова, а значит многие эпизоды с нападением банды «Чёрной кошки» оказались опущенными. То же ограбление продовольственного склада и убийства старика с внуком, засада на Фокса у его сподручницы и др. Это, конечно, несколько сбивает накал и драматизм происходящего, сводя на описательность сюжета. В киноленте гораздо ярче и масштабнее показан драматизм первых послевоенных лет, разгул и масштаб преступности. В произведении же всё, что постоянно напоминает об эпохе – это межглавные заглавные вырезки из объявлений, газетных статей, сообщений по радио, которые, в общем-то, мне явно показались лишними. Ведь никакого отношения ни к сюжету романа, ни к судьбе его героев – не имеют. Интересно, но даже концовки у обоих сюжетов несколько разные.

Что касается характеристик персонажей, то Глеб Жиглов у Владимира Высоцкого явно вышел куда колоритнее и противоречивее своего книжного прототипа. Он также неумолим и прямолинеен, ведёт бесстрашную борьбу с преступностью, однако у знаменитого певца и актёра Жиглов ещё и живой – его также иногда постигают сомнения, он искренне переживает за судьбу своего напарника, когда тот не выходит на связь. В романе же эти моменты попросту опущены из-за выбранной линии повествования от лица Шарапова (он просто не может видеть, как за него волнуется Глеб), а значит – подобные «мелочи» неуместны. Случай с финальным выстрелом в спину Левченко – бывшему фронтовому товарищу Шарапова, что пошёл «сдавать банду» - хорошо показывает, как изображают Глеба в своём романе братья Вайнеры и режиссёр фильма. Просто сравните, и сделайте выводы. Так или иначе, оба варианта истории по-своему хороши.

Интересно, что Аркадий и Георгий Вайнеры не очень любили своего Жиглова, и больше не уделили ему местечка в своих последующих детективах, хотя Владимир Шарапов в них появляется ещё не раз. Некоторое противостояние Жиглова – Шарапова, в первую очередь – по моральной линии, явно проскальзывает в кинофильме, роман же в основном этого лишён. Зато развил Станислав Говорухин романтическую линию влюблённости Варвары – Владимира, в то время как братья Вайнеры и вовсе подвели под их судьбой жирную черту – тем резким финальным сообщением под увеличенной фотографией девушки.

Много раз слышал о банде «Чёрной кошки», из документальных передач и различных статей. Поэтому не стало открытием, когда узнал, что в основу знаменитого романа/ телесериала легла реальная история красногорской банды Ивана Митина, занимавшейся грабежами и убийствами в Москве и Подмосковье в начале 1950-х годов.

Немного о названии. Тот, кто читал книгу, понимает, откуда пошло такое название. Разговор про «эру милосердия» присутствует и в сериале, где престарелый сосед Шарапова по коммуналке рассуждает о скором приближении эпохи, когда милиция попросту не понадобится, поскольку все противоречия будут решаться сами собой как раз с наступлением той самой эры. На мой взгляд, подобное название, как и сами рассуждения, совсем не вяжутся с реальным сюжетом поиска кровавой банды «Чёрной кошки», хотя, может, и отражают надежды послевоенного общества на кардинальные изменения. К слову, «Место встречи изменить нельзя» - первоначальное название и самого произведения. Именно под ним приключения Глеба Жиглова и Владимира Шарапова печатались в нескольких выпусках журнала, за несколько месяцев до выхода книги – уже как «Эра милосердия».

Прочитано в рамках Открытой книги, октябрь 2020 года