Больше рецензий

25 октября 2020 г. 13:22

544

5 На огонек

Грандиозная книга. Просто вот аплодирую стоя.
Везет мне последнее время на книги, которые так и тянет занести в любимые - а то и настольные.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева в моей жизни занимает какое-то особое место - я родился, вырос и по сей день живу в той самой Бежеце, в которой она, княгиня (какое красивое слово!), прожила с мужем несколько лет и которая теперь представляет из себя один из районов Брянска. (Поэтому я, конечно, с особым интересом ждал главу про малую родину). И в детстве я какое-то (весьма солидное) время посещал изостудию, расположенную в том самом доме, который княгиня отдала рабочим под общественное собрание и в котором организовывала первые в Бежеце (одни из - уж точно) балы. Мы, правда, были уверены, что в этом доме она жила, что это был ее особняк, что заложенное кирпичом боковое крыльцо было ее любимым крыльцом и потому на нем можно нет-нет а встретить ее призрак. В холле второго этажа - в самом центре - висела и висит до сих пор большая черно-белая фотография, которую княгиня подарила клубу лично (!), которую я видел тысячу раз и которая накрепко отпечаталась в моем сознании. Руководительница студии рассказывала о княгине - и в каком-то смысле, учитывая крайне удачную фотографию, Мария Клавдиевна была для меня (и, быть может, для моих товарищей) кем-то вроде загадочной и прекрасной графини Драницкой, так поразившей Егорушку в Чеховской "Степи". То есть я фамилию "Тенишева" слышу с самого детства и фамилия для меня не "висит в воздухе", а плотно вплетена в сложный узор из впечатлений и ощущений (причем почти исключительно положительных). Быть может, в моем сознании эта женщина выполнила роль проводника и соединила простое и понятное настоящее с туманным и далеким прошлым (наверное, в жизни почти каждого рано или поздно "встречается" такой человек). Кроме того у каждого брянца-брянчанина на слуху Хотылево - усадьба княгини, расположенная в нынешней черте города; ну и в целом, я полагаю, город всегда несет на себе некий отпечаток тех, кто активно участвовал в его развитии или становлении - и отпечаток этот может быть неуловимым, неосязаемым, но тем не менее совершенно реальным (а неосязаемость, эфемерность только добавит таинственности). Вот. Ну и понятно - учитывая сказанное выше - с каким пиететом я отнесся к книге воспоминаний и с каким трепетом ее искал (что было не просто, надо признать). Забегая вперед, скажу (без этого можно и обойтись, но раз уж потянуло на откровения...), что какого-то вот прямо волшебства не произошло - может, не то настроение было, может, не то время выбрал для чтения, но ожидаемое ощущение - "это ее воспоминания" - лишь изредка мерцало откуда-то издалека, задевало по касательной, а в целом я, если говорить об эмоциях, читал мемуары как бы совсем незнакомой мне дамы. Но. Это - эмоции. А умом-то я все понимал - и потому, конечно, "Впечатления" княгини Тенишевой я читал совсем не так, как читал бы чьи-то еще. То есть тут получились некоторые сложности, но ладно, чего уж. Даже в отрыве от моего персонального бэкграунда книга замечательная и грандиозная - и тем паче грандиозна личность ее автора (как бы кто ее не журил за всякие женские штучки).

"Богатые нужны, чтобы помогать бедным, бедные - чтобы молиться за богатых" - вот какая фраза не раз приходит на память во время чтения. Такие богатые - нужны, очень нужны. И сегодня вообще история о том, как кто-то, имея возможность беззаботно жить в роскоши, меняя европейские столицы в зависимости от времени года, не работать и заниматься - даже не алкоголизмом и развратом, нет - самосовершенствованием, искусством - история о том, как такой человек посвящает значительную часть энергии, сил, времени, умственного напряжения и - что важно - финансов на то, чтобы помогать другим, чтобы обустраивать чужие жизни, искать, добиваться, пробовать, прикладывать усилия, не опускать руки, натыкаясь на препятствия, непонимание и насмешки (!), не перегорать ("Так началась и завершилась искренняя потуга к полезной деятельности одного из благонамеренных, но чересчур сытых и не рассуждающих людей" (А. П. Чехов, "Кошмар")) - история такая выглядит просто фантастической (ок, не выглядит - кажется такой лично мне; поправьте, если неправ). Казалось бы - у тебя есть _все_. Ну вот буквально все. Хочешь - едь в Париж и занимайся пением. Хочешь - собирай вокруг себя цвет современных художников, в Петербурге, например. Хочешь - закройся ото всех, уедь в милую провинцию и пиши пейзажи в мечтательном уединении. Нет, ей - Марии Тенишевой - надо было открывать школы, училища, музеи, магазины, обустраивать жизнь каких-то рабочих в какой-то Бежеце, которую и на карте не разглядеть, надо было спорить, доказывать, развивать. Многие, обладая состоянием, поведут себя так же? Будут _жить_ так же? Мне кажется, не многие. Наверное, и тогда так жили не многие - но встречались вот такие светочи, на которых можно ориентироваться, на которых можно в меру сил равняться. Лично у меня деятельность княгини вызывает искреннее и горячее восхищение. Может быть, в религиозном смысле я и не дерзну на такие слова, но в смысле социальном она - святая, и для меня это несомненно. А кто о ней знает? А кто ее помнит? К счастью, в той стезе, которую она для себя избрала, личная известность на результат работы - и даже на те результаты, которые "врастают", вплетаются в общее течение жизни - не влияет. Не так давно слышал, как некий серьезный бизнесмен (не "потомственный", а "сумевший") говорит в интервью: "Когда мы начинали, у нас перед глазами не было примеров крупных предпринимателей и при этом благородных, социально ориентированных в плане благотворительности, людей" (не дословно). Поэтому у нас, извините, и законы (хотя бы отчасти) в бизнесе такие волчьи. Союз постарался выскоблить из истории фамилии крупных предпринимателей-меценатов и тем самым разорвал цепь преемственности, формирующую какое-никакое а особое отношение к большому делу. Вместе с их фамилиями была стерта и фамилия Тенишевой - встретить ее обыватель может только описанным выше способом: триста раз пройти мимо портрета в одном из старых зданий провинциального городка и, наконец, задаться вопросом: "А кто же это, в самом-то деле?"
Далее. Книга является серьезным историческим документом, дающим читателю срез общественной жизни той эпохи - причем срез проходит через все сословия, от крестьян и пролетариата через интеллигенцию, богему, духовенство, к аристократии, бюрократии и представителям власти. Мы видим и глубинку, и "центринку" - и даже заграницу, ту самую Европу, в которой "русскому каждый камень мил и дорог" ("Подросток"). Мы видим, как отзывалась в среде аристократии "воля" - отмена крепостного права - как развивалась и росла промышленность, как общество раскачивалось, думая, на какую ногу наступить и какой дорогой пойти, как просачивались и набухали первые ростки того, что отзовется позже революционной катастрофой (а прежде горящими усадьбами), как взлетала над Парижской выставкой Эйфелева башня и как потом "страна святых чудес" превращалась в поле боя, как... Многое мы видим - глазами княгини Тенишевой. И многое можем додумать сами. К слову - княгиня мне представляется именно вот эдакой барышней в духе Достоевского, читая о том, как она, будучи совсем молодой, напару с подругой мечтала о свершениях, о том, чтобы творить добро, в буквальном смысле поднимать Россию с колен, я думал: ведь в литературе над такими порывами принято если не потешаться, то смотреть на них со снисходительной улыбкой, вздыхать несколько свысока; наверное, дело в том, что часто подобные речи остаются речами (кажется, Чехов много о таком писал - и часто подобное разоблачал) - но у нас выработалась своеобразная, недоверчивая реакция на "горячих душ гражданский пафос" (и на гражданский пафос вообще: попробует сегодня политик заговорить о том, что хочет облегчить жизнь народу - кто отнесется к его словам (пока они просто слова) серьезно?). А тут вот пожалуйста: речи перешли в дело - и в какое! Так что в следующий раз подумаешь - а уместен ли скепсис? Вдруг за пылким словом стоит не наивность, не витание в облаках, а готовность и способность действовать?
Прискорбно было читать о том, как тот самый народ, который княгиня пыталась облагодетельствовать и которому реально помогала, представители того самого рррусского нарррода, на который сегодня принято ссылаться, представители нашего народа то смеялись над добродетельной барыней (чудит, дескать), то воровали у нее (главы про управляющих магазином я читал с ужасом). А когда по стране поползла социалистическая пропаганда, то были забыты и школы, и ссуды - и внутри организованных Тенишевой проектов заколосился и взошел дикий бред - подстрекаемые педагогами (сидящими, на минуточку, на зарплате) ученики рвали дипломы и убегали из школы, в которой их годами держали на всем готовом. Страшно читать про такое. И страшно представить, каково это - вложить так много сил и денег, а получить такую вопиющую неблагодарность.
В общем, наверное, читателю - если он дошел досюдова - понятно, что о княгине Тенишевой я могу говорить долго и на самых возвышенных тонах. И я считаю, что это понятно и объяснимо - но, конечно, в непродуманных пропорциях может и утомить. Поэтому, еще раз обозначив - четко, ясно и твердо - свое отношение к Марии Клавдиевне как к человеку во всех смыслах исключительному и великому (а также доброму, доверчивому и чуткому), я стесываю ландшафт рецензии так, чтобы после обстоятельного и более-менее подробного разговора "полететь с горы", одной рукой вцепившись в обод саней, а другой прижимая к груди охапку замечаний и заметок.
Полетели...
- В детстве княгиню вынес из горящего здания "провинциальный студент". Всю жизнь она, можно сказать, отплачивала провинции и студенчеству (в широком смысле) щедрой благодарностью.
- Интересно наблюдать за становлением художницы, прислушиваясь к рассказам о детской склонности к уединению и созерцанию, интересам к картинным залам и бытовой - "примелькавшейся" - скульптуре, которой полнились (зачастую не из любви к искусству) богатые дома в то время.
- Не один только (образно выражаясь) Столыпин озвучивал пагубность общинной системы для общества (за что его немало ругали). Это, как выяснилось, было известно в образованной среде - и говорили об этом прямо и аргументированно.
- Интересные вещи благотворительница говорит о меценатстве в пользу столичной элиты: "зачем помогать тем, у кого и так есть многое? Помогать нужно тем, у кого нет почти ничего". И вкладывает деньги в развитие провинциальных, крестьянских, проектов.
- Интересные же вещи говорит она и о богачах, которые не способны инвестировать ни во что, кроме своих желудков и гардеробных. "Зачем этим людям деньги?" - спрашивает она, глядя на невежественных провинциальных богачей-заводчан, не вылезающих из-за карточного стола.
- Конечно, лично мне было особенно радостно (преимущественно радостно) читать о местах, которые мне знакомы с детства. Например - о храме, в котором крещена почти вся моя семья и который я стараюсь регулярно посещать. Чудесное ощущение: эпохи связаны, стянуты между собой эдакими незыблемыми "маяками", которым удается устоять под натиском исторических штормов.
- А вот характерная черта бизнеса того времени: председатель правления завода не мог (не юридически, конечно, а "по понятиям" - и это тем более ценно) хлопотать за жену, лоббируя ее социально-ориентированные проекты на базе завода.
- Конечно, не каждая женщина воспримет "Впечатления" спокойно - в рамках текста есть где схлестнуться женским характерам (которых часто хлебом не корми - только дай схлестнуться)).
- Поражает в принципе размах выпавшей на долю княгини судьбы - огромность и разнообразие жизни, полнокровность ее. Что, конечно, наводит на размышления и о судьбе как таковой, и о своей собственной.
- Ярко и убедительно показано-доказано: обеспеченным крестьянам, крестьянам, наделенных каким-то набором прав, гарантий и собственности - таким крестьянам революция была не нужна, и под очарование общим настроем они не подпадали (или подпадали в меньшей степени).
- А как вам такое: взять кабак и превратить его в школу?
Стоп-машина...
Ну и завершить отзыв я бы хотел вот чем: написана книга замечательным чистым грамотным языком. При том что автор не был литератором и на подобное звание не претендовал. Ошеломляющее: такой должна быть речь каждого образованного, культурного человека. То есть в идеале каждый (!) должен быть в состоянии сесть и написать такую же стройную, вдумчивую книгу о том, что видел и делал он сам. Это, конечно... вызывает уважение.
А в режиме постскриптума (но без фактического выталкивания за ограду) поделюсь несколькими премилыми открытиями, которые подарила мне книга и которые похожи на камушки-самоцветы, заботливо собранные в шкатулку. Касаются открытия языка - и использования привычных слов и выражений. Теперь, благодаря Марии Клавдиевне, я знаю, что кисло-сладким может быть не только соус к картошке, но и отношение к собеседнику. Что слова "меломан" и "вечеринки" вошли в наш обиход задолго до CD-плееров и дискотек (о "вечеринках" я, впрочем, читал еще у Погорельского). Что "задорный" когда-то был ближе к "задире", чем к "весельчаку". Что "подгнившие устои" могут подразумевать не разрушение духовных скреп и отход от традиций, а буквальное подгнивание деревянных балок-устоев, на которых держится изба. Что "строчить" можно не только формальный ответ на формальный запрос, от которого хочется поскорее отделаться, но и изящное, благообразное письмо - и тогда его написание похоже на то, как аккуратно укладываются на ткань стежки ниток (для меня слово "строчить" всегда имело некоторую пренебрежительную коннотацию). Ну и самое любимое: "зайти на огонек". Раньше на подобный призыв я потирал руки в ожидании вечеринки (вечеринки задорных меломанов, например) - на которую официально приглашен. Теперь мне открылся таинственный и прекрасный смысл выражения - огонек не подразумевает какого-либо заранее спланированного мероприятия (типа "голубого огонька"); как раз наоборот: огонек - это в буквальном смысле огонек, светлое окошко, мерцающее в туманной дали (или сквозь метель или сквозь колючую октябрьскую морось), на который можно пойти и прийти просто вот так, без приглашения, по доброй русской традиции, подкрепленной народной мудростью: "гость в дом - радость в дом", нежданно-негаданно. Вы как хотите, а по-моему это просто восхитительно - столько тут поэзии, тайны и красоты.
Спасибо.

Комментарии


Огромное Вам спасибо за отзыв. Целиком и полностью разделяю Ваше отношение и к М.К. Тенишевой и её мемуарам. 


Спасибо за комментарий)


Один из лучших и добрых отзывов!
спасибо большое.