Больше рецензий

homo_proletarian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 октября 2020 г. 16:39

183

1

В письме Льва Толстого можно понять общую концепцию и создать формулу его "борьбы" Эта формула выглядит так:

Экспуатирующее правительство>осознание этой эксплуатации >борьба посредством внутреннего религиозно нравственного совершенствования отдельных лиц

... и потому полагаю, что все усилия людей, желающих улучшить общественную жизнь, должны быть направлены на освобождение себя от правительств, зло и, главное, ненужность которых становятся в наше время всё более и более очевидными. Достигается, по моему мнению, эта цель одним, только одним единственным средством: внутренним религиозно нравственным совершенствованием отдельных лиц

Вообще, эта концепция релиозно нравственного совершенствования является главным понятием в анархисткой философии Толстого и на всём протяжении этого короткого труда, он выделяет это понятие как основную форму борьбы против государства. Проще сказать, его взгляд на борьбу выражается в пассивном сопротивлении, а не в открытой борьбе. Данный взгляд мне кажется до ужаса абсурдным и я попытаюсь объяснить всю его нелепость через обсуждение цитат из письма:

Чем выше в религиозно-нравственном отношении будут люди, тем лучше будут те общественные формы, в которые они сложатся, тем меньше будет правительственного насилия и совершаемого им зла. И наоборот, чем ниже в религиозно нравственном отношении будут люди известного общества, тем могущественнее будет правительство и тем больше то зло, которое оно совершает.так что зло, испытываемое людьми от злодеяний правительств, всегда пропорционально религиозно-нравственному состоянию общества, какую бы — ту или иную — форму ни приняло это общество.
Толстой вводит какое-то метафизическое понятие "нравственного начала" , которое по существу являемся оторванным от действительных реалий того периода.Стоит привести цитату из труда Мориса Корнфорта "Диалектический материализм" дабы понять, что есть метафизика :



Понятие неподвижной, неизменной «человеческой природы» является образцом метафизической абстракции, метафизического образа мышления. Метафизик мыслит не о действительных людях, а об абстрактном «человеке».Метафизика, или метафизический способ мышления, — это, следовательно, такой способ мышления, который мыслит вещи,1) абстрагируясь от условий их существования и 2) абстрагируясь от их изменения и развития. Он мыслит вещи 1) отдельно друг от друга, игнорируя их взаимосвязи, и 2) как неподвижные застывшие, игнорируя их изменение и развитие.
Он совсем не понимает очевидных вещей, что нравственный и религиозный рост человека зависит не от его простого желания быть таковым, а от условий его существования, где необходимо наличие свободного времени для этого самого самосовершенствования. Толстой забывает, что средняя продолжительность рабочего дня в тот период составляла 11, 5 часов.
Ещё один бредовый отрывок, где Толстой призывает начать с себя, а не винить правительство в своих бедах. Данное высказывание популярно и по сей день, многие призывают начинать с себя, но ведь понятно то, что внутреннее самосовершенствование не изменит красок мира на более светлые тона, сам мир не станет лучше и добрее. Эта какой эскапизм,бегство от реальности и солипсизм



Люди сознают, что в их жизни что-то нехорошо и что что-то надо улучшить. Улучшать же человек может только то одно, что в его власти, — самого себя. Но для того чтобы улучшать самого себя, надо прежде всего признать, что я нехорош; а этого не хочется. И вот всё внимание обращается не на то, что всегда в своей власти, — не на себя, а на те внешние условия, которые не в нашей власти, и изменение которых так же мало может улучшить положение людей, как взбалтывание вина и переливание его в другой сосуд не может изменить его качества. И начинается, во-первых, праздная, а во-вторых, вредная, гордая (мы исправляем других людей) и злая (можно убить людей, мешающих общему благу), развращающая деятельность.
Почему изменение внешних условий не в нашей власти? Ведь вся история человечества есть коллективная борьба за свои права. В этом и вся сила человека - в его объединении с собратом. Сам же Толстой в своём произведении "Отец и сыновья" сказал:



Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: — Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.
Так что же вы господин Толстой изменяете своим взглядам?
Дабы не перегружать рецензию цитатами, стоит привести письмо Максима Горького самому Толстому, который также как и я был поражён предательскими рассуждениями первого.



В тяжелые дни, когда на земле Вашей родины льется кровь и, доби­ваясь права жить не по-скотски, а по-человечески, гибнут сотни и тыся­чи славных, честных людей, Вы, слова которого так чутко слушает весь мир, Вы находите возможным только повторить еще один лишний раз основную мысль Вашей философии: “нравственное совершенствование отдельных личностей — вот задача и смысл жизни для всех людей”.
Советую ознакомиться с полным письмом Максима Горького по этой ссылке:
https://denliteraturi.ru/article/3421
А если брать философию анархии Толстого применительно к современности, то возможно он в некоторой степени и прав, ибо уровень эксплуатации сегодняшнего человека не столь велик, каким он был в годы Толстого и действительно, человек стал куда более религиозно нравственным, чтобы воспротивиться воле государства в силу уже заложенных элементов нравственности и религиозности. Но всё же, письмо Толстого является лишь жалкой и постыдной попыткой оправдания и конформизма.