Больше рецензий
7 июня 2012 г. 11:57
545
3
РецензияЗнакомство с очередным произведением Иванова-Маврина о дэнжерологах обещало обернуться полным швахом и обернулось-таки. Это как если вы попросили кока-колу, подозревая, что вам подсунут спитой чай, а в результате получили компот из ягод, грибов, птичьих перьев, речной гальки, старых сим-карт, пуговиц и солей аммония. Тоже вроде жидкость, теоретически тоже можно пить... Но как говорится - почувствуй разницу.
Возникает логичный вопрос - зачем я читала вторую книгу, если первая мне категорически не понравилась, о чем я заявила во всеуслышанье.
Ну, во-первых, тогда я не знала, что Маврин и Иванов - это один и тот же человек. Потому что к творчеству Иванова - историка-краеведа я отношусь очень хорошо.
Во-вторых, я искренне надеялась, что из плохо вылепленной сельской мистики народится мистика городская, но уже вполне осознанная. Что сфера деятельности дэнжерологов обретет какие-нибудь внятные очертания. Ничего этого не произошло. Дэнжерологи здесь как-то мимо проходили.
Нельзя сказать, что эта книга лучше или хуже первой. Их вообще не нужно сравнивать. Обе плохи, но каждая по-своему.
Иванов вместо качественной мистики выдает нам какую-то свою сложносочиненную концепцию бытия, настолько скользкую, что ее невозможно удержать за хвост, чтобы узреть целиком. На деле вся философия оказывается набором каких-то уже не новых сентенций о сложности выживания в Нерезиновой, проблемах общества потребления, сюрреалистическим выходом чумного демона с просторов Интернета на просторы России-матушки (лови метафору) и первобытном неистребимом ужасе, который возвращает самого современного и цивилизованного человека прямиком в Средневековье.
На мой взгляд, Иванов, конечно, играет не по правилам. Он настраивает вас на рацио, а заканчивает кубизмом. Вы с героем сначала не верите в появление чумы (в “Псоглавцах” было также только с псоглавцами соответственно), в ее демона и всякие мистические закорючки, а потом происходит вот что: с вами все по-прежнему, а герой совершенно без объявления войны начинает свято верить во всю происходящую хрень, при том вся эта чумная фигота превращается для него в обыденность.
Иванов-Маврин изо всех сил пытается дать нам понять, что у него не “Generation П” и не “Духless”, а цитаты и отсылки - для обозначения различий. Как по мне, так это и есть сплав двух этих волшебных произведений, сдобренный изрядно видоизмененной булгаковщиной, а добавить сюда еще Арсена Ревазова с его “Одиночеством-12” и девочку - “семь дней” из “Звонка” - будет полный комплект.
Что мы имеем в результате: заигрывания с историческими фактами (они опять поданы в виде кратких выжимок из Википедии, поисковиков), много сетевого трепа, авторскую орфографию и пунктуацию, чтобы прочувствовать современное онлайн общение как оно есть, достаточно правдоподобные описания сегодняшних московских реалий, взгляд извне на положение внутри, вроде как некую актуальность - тут и митинги, и айфоны с айпэдами, и социальные сети, и человек человеку - товар...
Что я вынесла для себя: Иванов много читал и даже современников, смотрел много разных фильмов, узнал много разных брэндов, изучил карту Москвы, и вообще мужик-то неглупый, но это не его. Нет в нем кислотного угара. Лучшее у него про реку Чусовую и Урал, там нет ничего искусственного, там его стезя. Там он выглядит квалифицированным историком и умелым рассказчиком, здесь микс всего со всем превращают писателя в опытного графомана с навязчивыми идеями. Это тот самый компот из взаимоисключающих компонентов.
Итог: Впечатление такое, что Иванов подсел на опиаты и теперь весело и бодро галлюционирует на страницах своих книг. Господи, скажи ему, чтобы он перестал себя искать или, что он там делает... Ибо, результат удручает безмерно.
А читаются эти “записки на манжетах” очень легко. Это минус или плюс?
Комментарии
Маврин, который Маврин и музыкант?..
Не, к Сергею Маврину он никакого отношения не имеет, если речь об этом. Просто писатель Алексей Иванов свою первую книгу про дэнжерологов "Псоглавцы" зачем-то написал под псевдонимом Алексей Маврин. А "Комьюнити" выпустил уже под своим настоящим именем. Естественно, возникает вопрос - к чему такие ухищрения?
О-ох, как всё сложно.
Каждый изголяется как может)
Спасибо за рецензию!
И мне роман категорически не понравился, хотя прозу Иванова люблю. Мне показалось, что "Комьюнити" хуже, чем "Псоглавцы".
Мне сначала казалось, что "Комьюнити" лучше, потом, что хуже... А в конце я поняла, что они вообще в разных плоскостях. Плохо и там, и там. По-разному, но плохо.
Такое впечатление, что "Комьюнити" писался наспех, в жестком цейтноте. Ведь даже линия с дэнжерологами всплывает лишь в середине книги, едва намечена и развития не получает, артефакта какого-нибудь зловеще-замороченного также не наблюдается. Ужасно выглядит product placement и стилизация форумного трепа. А цитаты из Вики такие большие и частые, вызывают подозрение, что автору не хватало аутентичного текста. Портретные характеристики и описания природы у Иванова очень хороши, но "Комьюнити", по моему мнению, они не спасли.
Практически все, о чем Вы говорите, я тоже для себя отметила. Дэнжерологов он просто слил. Дорн там чего-то поболтал слегонца, и его умертвили за ненадобностью. Меня еще почему-то раздражали цитаты из фильмов. Натужно как-то получилось, из разряда "зацените, я смотрел".
Точно, цитаты из фильмов натужные, согласен! Такое впечатление, что Иванов попытался понять московскую тусовку и художественно обобщить ее, но это явно не его материал.
Очень похожее впечатление! И жаль... Ведь у Иванова были хорошие книги типа "Блуды и Мудо" - там был его неповторимый стиль. В "Комьюнити" же с каждой страницы кивают Пелевин с Минаевым :(
Не одна я почувствовала в этой книге сплав Пелевина и Минаева (второго - в особенности). Линии дэнжерологов практически нет (в "Псоглавцах" она более или менее прописана) - есть единичный дэнжеролог Дорн, который исчезает столь же внезапно, как и появляется. В тот момент, когда он рассказывает Бобсу, Орли и Глебу о роде своей деятельности, начинаешь ожидать какого-то развития, появления новых персонажей, охоты за артефактами. И вдруг - пыщ! - Генрих Иванович убит. Всё, о дэнжерологах благополучно забываем. Что в рамках данного сюжета считать опасными артефактами? Кенотаф, который оказался фальшивым (хм, двойное отрицание получается,симулякр)? Протоколы компании ДиКСи (в своём роде они есть выдающееся произведение, безусловно, но можно ли их отнести к разряду культурных ценностей, вот в чем вопрос)? ИМХО: Иванов написал просто добротный роман о метаниях престарелого хипстера в городе своей мечты( и может быть стоит воспринимать чумного демона как аллегорию?) Актуальный. Интересно закрученный. Вот только не стоило сюда приплетать дэнжерологов. Дилогию с "Псоглавцами" "Комьюнити" не образует, как ни крути.
Отличная рецензия, хоть я и не согласен с ней. Спасибо.