Больше рецензий

Citadel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июня 2012 г. 11:57

545

3

Знакомство с очередным произведением Иванова-Маврина о дэнжерологах обещало обернуться полным швахом и обернулось-таки. Это как если вы попросили кока-колу, подозревая, что вам подсунут спитой чай, а в результате получили компот из ягод, грибов, птичьих перьев, речной гальки, старых сим-карт, пуговиц и солей аммония. Тоже вроде жидкость, теоретически тоже можно пить... Но как говорится - почувствуй разницу.

Возникает логичный вопрос - зачем я читала вторую книгу, если первая мне категорически не понравилась, о чем я заявила во всеуслышанье.
Ну, во-первых, тогда я не знала, что Маврин и Иванов - это один и тот же человек. Потому что к творчеству Иванова - историка-краеведа я отношусь очень хорошо.
Во-вторых, я искренне надеялась, что из плохо вылепленной сельской мистики народится мистика городская, но уже вполне осознанная. Что сфера деятельности дэнжерологов обретет какие-нибудь внятные очертания. Ничего этого не произошло. Дэнжерологи здесь как-то мимо проходили.

Нельзя сказать, что эта книга лучше или хуже первой. Их вообще не нужно сравнивать. Обе плохи, но каждая по-своему.
Иванов вместо качественной мистики выдает нам какую-то свою сложносочиненную концепцию бытия, настолько скользкую, что ее невозможно удержать за хвост, чтобы узреть целиком. На деле вся философия оказывается набором каких-то уже не новых сентенций о сложности выживания в Нерезиновой, проблемах общества потребления, сюрреалистическим выходом чумного демона с просторов Интернета на просторы России-матушки (лови метафору) и первобытном неистребимом ужасе, который возвращает самого современного и цивилизованного человека прямиком в Средневековье.

На мой взгляд, Иванов, конечно, играет не по правилам. Он настраивает вас на рацио, а заканчивает кубизмом. Вы с героем сначала не верите в появление чумы (в “Псоглавцах” было также только с псоглавцами соответственно), в ее демона и всякие мистические закорючки, а потом происходит вот что: с вами все по-прежнему, а герой совершенно без объявления войны начинает свято верить во всю происходящую хрень, при том вся эта чумная фигота превращается для него в обыденность.
Иванов-Маврин изо всех сил пытается дать нам понять, что у него не “Generation П” и не “Духless”, а цитаты и отсылки - для обозначения различий. Как по мне, так это и есть сплав двух этих волшебных произведений, сдобренный изрядно видоизмененной булгаковщиной, а добавить сюда еще Арсена Ревазова с его “Одиночеством-12” и девочку - “семь дней” из “Звонка” - будет полный комплект.

Что мы имеем в результате: заигрывания с историческими фактами (они опять поданы в виде кратких выжимок из Википедии, поисковиков), много сетевого трепа, авторскую орфографию и пунктуацию, чтобы прочувствовать современное онлайн общение как оно есть, достаточно правдоподобные описания сегодняшних московских реалий, взгляд извне на положение внутри, вроде как некую актуальность - тут и митинги, и айфоны с айпэдами, и социальные сети, и человек человеку - товар...

Что я вынесла для себя: Иванов много читал и даже современников, смотрел много разных фильмов, узнал много разных брэндов, изучил карту Москвы, и вообще мужик-то неглупый, но это не его. Нет в нем кислотного угара. Лучшее у него про реку Чусовую и Урал, там нет ничего искусственного, там его стезя. Там он выглядит квалифицированным историком и умелым рассказчиком, здесь микс всего со всем превращают писателя в опытного графомана с навязчивыми идеями. Это тот самый компот из взаимоисключающих компонентов.

Итог: Впечатление такое, что Иванов подсел на опиаты и теперь весело и бодро галлюционирует на страницах своих книг. Господи, скажи ему, чтобы он перестал себя искать или, что он там делает... Ибо, результат удручает безмерно.
А читаются эти “записки на манжетах” очень легко. Это минус или плюс?

Комментарии


Маврин, который Маврин и музыкант?..


Не, к Сергею Маврину он никакого отношения не имеет, если речь об этом. Просто писатель Алексей Иванов свою первую книгу про дэнжерологов "Псоглавцы" зачем-то написал под псевдонимом Алексей Маврин. А "Комьюнити" выпустил уже под своим настоящим именем. Естественно, возникает вопрос - к чему такие ухищрения?


О-ох, как всё сложно.


Каждый изголяется как может)


Спасибо за рецензию!
И мне роман категорически не понравился, хотя прозу Иванова люблю. Мне показалось, что "Комьюнити" хуже, чем "Псоглавцы".


Мне показалось, что "Комьюнити" хуже, чем "Псоглавцы".


Мне сначала казалось, что "Комьюнити" лучше, потом, что хуже... А в конце я поняла, что они вообще в разных плоскостях. Плохо и там, и там. По-разному, но плохо.


Такое впечатление, что "Комьюнити" писался наспех, в жестком цейтноте. Ведь даже линия с дэнжерологами всплывает лишь в середине книги, едва намечена и развития не получает, артефакта какого-нибудь зловеще-замороченного также не наблюдается. Ужасно выглядит product placement и стилизация форумного трепа. А цитаты из Вики такие большие и частые, вызывают подозрение, что автору не хватало аутентичного текста. Портретные характеристики и описания природы у Иванова очень хороши, но "Комьюнити", по моему мнению, они не спасли.


Практически все, о чем Вы говорите, я тоже для себя отметила. Дэнжерологов он просто слил. Дорн там чего-то поболтал слегонца, и его умертвили за ненадобностью. Меня еще почему-то раздражали цитаты из фильмов. Натужно как-то получилось, из разряда "зацените, я смотрел".


Точно, цитаты из фильмов натужные, согласен! Такое впечатление, что Иванов попытался понять московскую тусовку и художественно обобщить ее, но это явно не его материал.


Очень похожее впечатление! И жаль... Ведь у Иванова были хорошие книги типа "Блуды и Мудо" - там был его неповторимый стиль. В "Комьюнити" же с каждой страницы кивают Пелевин с Минаевым :(


Не одна я почувствовала в этой книге сплав Пелевина и Минаева (второго - в особенности). Линии дэнжерологов практически нет (в "Псоглавцах" она более или менее прописана) - есть единичный дэнжеролог Дорн, который исчезает столь же внезапно, как и появляется. В тот момент, когда он рассказывает Бобсу, Орли и Глебу о роде своей деятельности, начинаешь ожидать какого-то развития, появления новых персонажей, охоты за артефактами. И вдруг - пыщ! - Генрих Иванович убит. Всё, о дэнжерологах благополучно забываем. Что в рамках данного сюжета считать опасными артефактами? Кенотаф, который оказался фальшивым (хм, двойное отрицание получается,симулякр)? Протоколы компании ДиКСи (в своём роде они есть выдающееся произведение, безусловно, но можно ли их отнести к разряду культурных ценностей, вот в чем вопрос)? ИМХО: Иванов написал просто добротный роман о метаниях престарелого хипстера в городе своей мечты( и может быть стоит воспринимать чумного демона как аллегорию?) Актуальный. Интересно закрученный. Вот только не стоило сюда приплетать дэнжерологов. Дилогию с "Псоглавцами" "Комьюнити" не образует, как ни крути.


Отличная рецензия, хоть я и не согласен с ней. Спасибо.