Больше рецензий

19 октября 2020 г. 19:29

323

4

Безусловно, всегда интересно знакомиться с творчеством автора, когда он отходит от жанра, в котором состоялся. Детективы Агаты Кристи положительно оценивают многие, я в том числе, что же до драмы, вышедшей из-под её пера под псевдонимом Мэри Вестмакоотт, то тут моё мнение, боюсь, будет не таким однозначным.

Первые главы книги, посвящённые детству будущего гения, давали основания ожидать яркой истории и волнующего финала, но последующие части показали такое развитие главного героя, что ожидания свернулись в клубочек. Самое главное – у меня не получилось поверить в гениальность Вернона. Об исключительных способностях говорили его друзья, они же способствовали созданию подобающих условий для его таланта, но каких-либо признаков гениальности, помимо упоминания десятка музыкальных инструментов в одном сообщении, у самого героя заметно не было. Разве что относить к таковым неприспособленность к жизни и нелогичность, если уж не назвать это неадекватностью, его поступков (это я про случай со спасением в финале).

Помимо Вернона, нам показаны пути ещё четырёх персонажей. Наиболее тесно связаны с ним две девушки, в разной степени любившие его и столь же по-разному получавшие его любовь. Первая – Нелл, которую в детстве гг не воспринимал как стоящее внимания создание и которая пробудила любовь в его сердце уже в более сознательном возрасте. Судьба Нелл наводит на размышления о поиске истинного смысла вещей. Были ли её отношения с Верноном любовью, которую они на самом деле смогли бы пронести через ту нищету, которой так боялась Нелл? Стоило ли игнорировать этот страх бедности и желание жить в достатке? Разве не имела она права в конце концов прислушаться к себе? Как по мне, следование чуждым тебе ценностям рано или поздно приведёт к разочарованию и в ценностях, и в себе. В любом случае выбирать линию поведения и нести за неё ответственность должен только один человек, который ни к чьему мнению по существу прислушиваться не обязан. Жаль, что многие это забывают и старательно суют нос не в свои дела.

Другая девушка – Джейн, тоже личность противоречивая. В одной статье я прочитала мнение, что Джейн была введена в роман как воспоминание автора о своем студенчестве в Париже. Тут я, конечно, жалею, что до сих пор не прочитала целиком автобиографию Агаты Кристи, но не могу не привести те факты, что отмечают в статье: Кристи хотела стать оперной певицей, изучала музыку, но однажды встретила преподавателя, который честно ей сказал, что её голос недостаточно хорош. В этом действительно можно проследить параллель с Джейн, которая знала, что её голос слаб и может пропасть в любой момент, но всё равно отчаянно шла на риск и исполняла оперу. Джейн также можно охарактеризовать как одновременно свободолюбивую и преданную, поэтому тем более печально воспринимается её конец. Гибель по вине человека любимого, да ещё и в обстоятельствах, когда на твоих глазах выбирают другую, – такого и врагу не пожелаешь.

А сейчас ещё одно ответвление, посвящённое моему осознанию, как много перенесла в Хлеб великанов автор из своей жизни. Помимо вышеотмеченного сходства с Джейн ещё одно сходство можно обнаружить у Агаты с Нелл. Обе они выполняли обязанности медсестры, когда началась война. Прослеживается и такая общая тема как борьба за родовое поместье. Когда умер отец Кристи, материальное положение её семьи ухудшилось и встал вопрос о продаже Эшфилда и переезде в дом поменьше, содержание которого обошлось бы дешевле. Но дети тогда уговорили мать сохранить поместье. А вот Вернон Дейр с матерью были вынуждены покинуть Эбботс-Пуиссантс после смерти отца семейства, поскольку расходы на содержание дома были высоки и они не могли себе их позволить. Повлияло на решение также нежелание матери Веронона оставаться в этом доме. Но детские воспоминания о поместье преследовали Вернона, и он вопреки здравому смыслу отказывался его продавать, лелея мечту когда-то вернуться. Тоже, кстати, интересный момент для рассуждения: стоит ли жить ради эфемерного «когда-нибудь»? Агата, повзрослев, поняла, что неблагоразумно было так цепляться за Эшфилд, тем более её матери не хотелось оставаться там, но благодаря этому опыту она приобрела «нечто очень ценное: сокровищницу воспоминаний». Оказавшись через много лет в требующем ремонта поместье, подумал бы Дейр, что его усилия чего-то стоили, или был бы разочарован?

Возвращаясь к героям истории, невозможно не затронуть Себастьяна – единственного персонажа, который вызывает искреннее сочувствие. Он такого же возраста как его друзья, но гораздо разумнее и призван приходить на помощь, когда случается что-то непоправимое. В отношении его не приходится сомневаться в наличии эстетического вкуса, что вкупе с врождённой способностью обращаться с деньгами в итоге и приводит публику к знакомству с творением Вернона Дейра. Жаль, что такой человек познал разочарование и боль одиночества. Финал истории не даёт конкретики в отношении его личной жизни, но в очередной раз подтверждает, что Себастьян является человеком достойным.

Что ж, в подкидывании идей для размышлений по разным вопросам нашей жизни автор хороша. К недостаткам же можно отнести излишнюю «округлость» повествования: всё идёт как по шаблону, приличное количество штампов также присутствуют – увлечься историей не вышло. Поэтому рекомендую читать Хлеб великанов без спешки, предварительно настроившись на волну философии.

Книга прочитана в рамках клуба «Читаем классику вместе!»