Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

19 октября 2020 г. 17:44

2K

4 Когда подует попутный ветер...

Так уж случается, что в маленьких городках вроде Ланскне тон всему обществу зачастую задаёт один человек — школьный учитель, владелец кафе или священник. Этот человек — сердцевина механизма, вращающего ход жизни. Как пружина в часах, приводящая в движение колёсики, которые крутят другие колёсики, заставляют стучать молоточки и перемещают стрелки. Если пружина соскочит или сломается, часы останавливаются.

Городок Ланскне именно такой - со сломанной сердцевиной механизма... Тон в нём задаёт священник Фрэнсис Рейно: личность неоднозначная. Назвать его плохим будет неправильно, скорее, больным, нуждающемся в наставлении, в то время, когда ему самому приходится быть наставником. Душа его стремится к свету, но болезненное прошлое вкупе с религиозным фанатизмом не поддаётся привычному лечению - постом и молитвой. Население относится к пастырю по-разному: Гийом - с уважением, Нарсисс - с раздражением, Каролина - кокетливо и лукаво (как и к остальным мужчинам не старше пятидесяти лет). Но все прихожане отзываются о нём без любви и теплоты.

Он не выносит человеческой глупости, говорит Гийом с насмешливым блеском в глазах, прячущихся за круглыми стёклами очков, то есть фактически весь род людской, поскольку у каждого из нас есть свои глупые привычки и пристрастия, от которых мы не в силах отказаться.

Бог - есть любовь! Без неё все добродетели теряют ценность. Фрэнсис Рейно проповедует без любви. Читаю другую книгу, где священник на замечание о справедливости, отвечает: "Когда настанет мой час, мне будет очень грустно, если единственным доводом в моё оправдание будет то, что я был справедлив. Ведь тогда и ко мне отнесутся только справедливо…" А каждому хочется, чтобы к нему проявили милосердие, понимание, любовь...

Главная героиня попадает в городок вместе с карнавальным шествием не случайно. Карнавал - это рубеж, праздничное веселье перед предстоящим долгим воздержанием - Великим постом. Вианн Роше - противница любой несвободы, будь то тирания мужа или обязательное присутствие на церковной проповеди. Сюжет книги построен на противостоянии. Каждая из сторон агитирует приверженцев, убеждая кто с церковной кафедры, кто из-за прилавка "Небесного миндаля". Конфронтацию сторон подчёркивает манера повествования: главы от лица Вианн чередуются главами-письмами (обращениями) Рейно.
Вианн Роше, казалось бы, приносит в Ланскне-су-Танн дух праздника и свободы, символизируя их яркими красками, вкусами и ароматами. Она любезна и внимательна, быстро знакомится с обитателями городка. Скоро не просто узнаёт лица и имена, но и знает мысли, вкусы каждого. Но нельзя отбросить вторую составляющую новизны - искушение.
Вианн Роше не так проста, как заявляет о себе. Дело не только в непонятной вере, свободных нравах, магических ритуалах, гаданиях и чтении мыслей. Она никому не открывает истинных чувств. Вот её слова, обращённые к священнику: "И всё же я убеждена, в этом городе хватит места для нас обоих". Совсем по-другому звучат её мысли в заключительной главе, в них - дерзость, даже ликование. Вианн победила Чёрного человека - "архетип, отражающий страх перед неведомым". Она уже чувствует новое дуновение свежего ветра странствий.

С самого начала догадывалась, что мы с Рейно уравновешиваем друг друга и что без него моё присутствие здесь не имеет смысла.

Джоанн Харрис рассказывает красивую историю, ей удаётся легко заинтересовать читателя, покорить его волшебством и ароматами... Но я не смогла разместить Рейно и Вианн на противоположные чаши весов: священник с червоточиной в сердце не может символизировать церковь и веру, так и Вианн с ведьмовской сущностью не может представлять истинный дух свободы. Соединить бы их в пару.

Книга прочитана в играх Книжное государство и Собери их всех! и группах Белая Сова и Уютная кофейня.
Прочитано в рамках 1 тура книжной игры "Трое в лодке" К.К. "Уютная кофейня"

Комментарии


Мне ещё фильм очень понравился.


Я когда-то видела фильм. Помню, что мне многое было не совсем ясно и понятно. Книга воспринялась по-другому.


Да, они разные.


Не то, чтобы разные... Книги, в основе которых находятся мысли/рассуждения/письма героев, сложно изобразить в действиях. А тут половина текста - мысли. Когда читаешь, так всё понятно, а когда смотришь, то приходится додумывать. Не всегда угадываешь.


А мне они очень разные. Может потому, что я сначала смотрела фильм? Но ведь и ты, получается, тоже. Я словно две самостоятельные истории увидела. С похожими сюжетами.


У меня отношение к героям разное. Когда смотрела фильм, то священник казался каким-то воплощением зла. А при чтении было жалко его больную фанатичную душу.


Потому что книга как бы больше раскрывает характеры. Я почему книги больше читать люблю - в них всё понятливее. А в фильмах иногда не можешь понять, что хотел сказать режиссер.


Можно не понять, но может и смысл быть другой заложен.


Конечно)