Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2020 г. 03:04

345

3

Это было моё первое знакомство с Масако Бандо, которого я ждала с нетерпением, и которое меня, признаться, разочаровало.

С жанром кайдан я знакома ещё с детства, в моём сборнике сказок Азии японским страшилкам было отведено особое место, и некоторые из них, короткие, но очень пугающие,я помню до сих пор. Чего стоил только "Ноппэрапон" о прохожем, у которого не было лица.
В кайдане обязательно присутствует мотив мести обиженного призрака или другого потустороннего существа, линейный сюжет, небольшое количество главных персонажей, обычно любовная линия... и всё это здесь в наличии. Но главная проблема книги - это попытка сделать из типичного рассказа-кайдана целый роман, а такая форма требует более плотного наполнения, более извилистого сюжета. Да и язык оказался очень уж простым, недостаточно в нём было привычной японской поэтичности - односложные рубленые предложения, опять же, как в рассказах.

Давным-давно живущая в столице Хинако возвращается на малую родину, чтобы заняться бывшим родительским домом, и узнаёт о давней смерти своей подруги детства. Оказывается, девочка, когда-то не ответившая на её последнее письмо и пропавшая из её жизни, погибла в пятнадцать лет, унеся с собой свои секреты. А Хинако даже не знала, как к ней на самом деле относилась покойная. Благо на днях как раз будет праздник поминовения усопших - Бон, к которому готовится вся деревня, и в этом году он, похоже, будет особенным.

В энциклопедической статье о кайдане названа одна из отличительных черт жанра:

Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства.


В том-то и дело, что персонажи здесь не яркие. Скучноватая Хинако, очень мутный Фумия, который по замыслу, видимо, должен был стать идеальным возлюбленным и новой надеждой Хинако, но на деле совершенно не вызывает симпатии, часто обращается с девушкой по-хамски, да и любил всегда, похоже, себя одного. Как следствие, его совсем не жалко.
Самое интересное в романе - это круговорот деревенской жизни, в который попадает главная героиня - слухи, сплетни, зависть, искренний интерес давних друзей и соседей. Эта изумительная сцена, когда Хинако узнаёт об истинных чувствах бывшей подруги. А оставшаяся треть книги уже настолько скучна и предсказуема, что дочитывать уже и не хочется. Автор не сочла необходимым усложнить форму повествования, добавить, к примеру, линию Саёри, в которой она сама могла бы озвучить свою позицию. Но нет, "Остров мёртвых" остаётся почти классическим кайданом, растянутым в целый роман до полного обесцвечивания. Это не страшно, не интригующе, и с какого-то момента даже не загадочно.