Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2020 г. 08:31

1K

3 несостоявшиеся автобиографии

...Ты спросишь, кто велит?
- Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя,- подробна.

(с) Пастернак

Не знаю, ответил ли Джойс на вопросы жизни и смерти, но детали в его рассказах оживают. Какое именно печенье, сколько стоил билет на трамвай, какая была обстановка комнаты. Атмосферу эти детали создают, но внутренний мир героев всё-таки не раскрывают. Хотя иногда создаётся впечатление, что эти детали и есть часть внутреннего мира.

Большинство рассказов этого сборника показались мне неоконченными зарисовками. Где-то не хватает концовки, где-то идеи, где-то диалогов. С другой стороны, если читать рассказы один за другим, то создаётся вполне четкая картина жизни Дублина рубежа веков. Жизни образованных людей среднего класса или выскочек из класса нижнего. Показуха, пустота, бедность. Маленькие радости и большие горести. Большие интеллигенты и маленькие люди.

Рекомендую не останавливаться на двух-трёх рассказах, а прочитать весь сборник.

Мне больше всего понравились следующие рассказы.
"Эвелина"- о внутренней борьбе между чувством долга и жаждой личного счастья.
"Неоконченная переписка" - о маленьком человеке и большой жестокости.
"Мёртвые" - о силе давнего чувства в мире светских условностей и этикета.

Также понравились.
"Кавалеры"- о том, как низко можно пасть, оставаясь джентльменом внешне .
"Пансион"- о том, как буднично сама собой решается судьба людей.
"Годовщина Парнеля"- о лицемерии и беспринципности.

Говорят, что эти рассказы написаны Джойсом не столько затем, чтобы описать столь ненавистный ему Дублин, сколько затем, чтобы предугадать свою судьбу, останься он в Ирландии. Ну что ж, похоже, что ничего хорошего на Родине ему ожидать не приходилось...

картинка Zhenya_1981

Комментарии


Психологично у Вас получилось, живенько и интересно. Герои "Дублинцев" разошлись по страницам романов Джойса. Эта книга - ключ ко всем крупным его произведениям: "Улисс", "Поминки по Финнегану", "Портрет художника в юности". Этим книга и интересна. Прочитав её и читая, допустим, "Портрет..." или "Улисса", поймёшь много больше объёмнее. Джойс для меня - гений, но представляющий тупиковое направление литературы. Спасибо Вам за личную, своеобычную и живую рецензию.


Спасибо!
Теперь у меня есть ключ, но я не знаю стоит ли открывать двери.
Хотя обычно Вы плохого не советуете :) Так что ещё подумаю...


Чего там не будет: толкового сюжета и событий, это психологическая проза. Будет много рефлексии, психологии и ковыряния в человеке и... стёба, не всегда нам понятного. "Портрет художника в юности" - красивая исповедальная проза, дневникового характера, "Улисс" - заумь и позёрство, но гениальная заумь и гениальное позёрство. Думаю, что "Улисс" Вам вряд ли понравится, у него нет шансов, а "Портрет..." - читать скучновато, там нет событий, но сколько понимания человека...


Интересно Вы всё описали. Событий я не ищу, это же не боевик голливудский. Рефлексия и ковыряния - это хорошо, хотя всему есть предел. Взял на заметку, спасибо, Андриян :)


Для меня сюжет в художественной литературе необходим как воздух. Бывают счастливые исключения, как раз те, подтверждающие правило. У Джойса как раз предела нет. "Улисс" меня потряс в своё время, сейчас я бы просто не стал это читать, а вот к "Портрету..." до сих пор отношусь трогательно.


Женя, ты взялся за Джойса, здорово! Как говорится, "это серьезная заявка на лидерство":) А я Джойса побаиваюсь, читала из этого сборника только два рассказа Мёртвые и Аравия(их Томас Фостер в своей книге Искусство чтения. Как понимать книги разбирал), поняла, что не приникаюсь, проходят слова, не задевая меня, смысл ускользает


Спасибо, Галя. :)
Не знаю про заявки, да, и вообще, я ни за кого не брался. Так, рассказики почитал.
Примечательно, что "Аравия" - это первый рассказ, который я прочитал, а "Мёртвые" - последний. И прочитав Аравию, я подумал - "Что это было? Там что, забыли ещё 3 страницы дописать?" А вот когда закончил "Мертвых" подумал, что тот юноша, который умер ради любви (возможно ты уже не помнишь) вполне мог быть тем мальчишкой-мечтателем из "Аравии". Понимаешь? Мы всегда смотрим на рассказ, как на маленькое, но всё-таки самостоятельеное произведение. А здесь все рассказы - это как части одного пазла. Поэтому я и подумал, что их обязательно нужно читать все вместе. И это при том, что даже так моя оценка невысокая, а если бы я только "Аравию" прочитал, то вообще бы 2 поставил...
А что за "Искусство чтения"? Интересно?


Очень интересная книга Томас Фостер - Искусство чтения. Как понимать книги , автор рассказывает про скрытые смыслы, умение читать символы в литературе.Вот например, что он написал об Аравии

спойлер

Ирландский католик Джеймс Джойс использовал библейские аллюзии с завидной регулярностью. Я часто разбираю на семинарах его прекрасный и емкий рассказ «Аравия» (1914) – он весь об утрате невинности. Синоним утраты невинности – конечно же, грехопадение. Адам и Ева, сад, запретный плод. Каждая такая история – чья-то сугубо личная реконструкция первородного греха, ведь мы переживаем потерю целомудрия не коллективно, а поодиночке. Завязка очень проста: мальчик-подросток (11, 12, может быть, 13 лет), чья мирная, безоблачная жизнь до поры сводилась к школьным урокам да играм в ковбоев и индейцев с друзьями на дублинских улицах, вдруг открывает для себя девушек. Особенно одну девушку, сестру его приятеля Мэнгена. У сестры и у самого юного героя в рассказе нет имен, что придает ситуации некую обобщенность – конечно, неслучайную. Мальчик, едва вступивший в переходный возраст, не представляет, как подойти к объекту своих желаний; впрочем, он пока и не сознает, что испытывает именно желание. В обществе, где он вырос, принято держать юношей и девушек порознь и всеми силами оберегать их чистоту. В книгах отношения между полами описаны весьма туманно и целомудренно.

Рассказчик обещает девушке, что постарается купить для нее какую-нибудь вещицу на благотворительной ярмарке (которая и называется «Аравия»). Сама девушка туда пойти не может: она учится в монастырской школе, где во время поста запрещены все мирские забавы – тоже, конечно, знаковая деталь. После множества помех и проволочек мальчик наконец добирается до ярмарки перед самым закрытием. Большинство киосков уже свернулось, но он все же находит один открытый. Продавщица кокетничает с двумя молодыми людьми, причем довольно пошло, что коробит юного влюбленного. Она неохотно отрывается от флирта и спрашивает мальчика, что ему надо. Тот в растерянности отвечает: «Благодарю вас, ничего». Затем отворачивается и уходит, плача от гнева и унижения. Он неожиданно понимает, что его влюбленность ничуть не выше тех грубых заигрываний, что он вел себя глупо и был на побегушках у самой обычной девчонки, которая вряд ли помнит, как его зовут.

Стойте-стойте. Невинность тут, конечно, налицо. Но где же падение?

Как где? Невинное простодушие и чистота, затем их утрата. Чего вам не хватает?

Чего-нибудь библейского. Змеи, яблока, ну или хотя бы сада.

Извините, садов и яблок нет. Ярмарка крытая. Правда, перед тем самым киоском на земле стоят два огромных кувшина, «точно два восточных стража», если цитировать Джойса. Вот эти стражи – совершенно библейские: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Книга Бытия, глава 3, стих 24, если нужно точное указание. Любому ясно: пламенный меч отрезает раз и навсегда. В данном случае отрезает человека от былой невинности, хоть райской, хоть детской. Почему истории об утраченной чистоте задевают нас так сильно? Да потому, что они бесповоротны. Пути назад нет. Оттого у мальчика на глазах и выступают слезы: он увидел перед собой огненный меч.

свернуть

Причем он не навязывает одну точку зрения, если читатель видит другое, то это тоже правильно:)


ЗдОрово! Я, конечно, не совсем так понял (или совсем не так), но суть я уловил - мальчик попадает из своего закрытого невинного мира за занавесками прямо в центр порока. Но я не понял, что теперь? Да и про грехопадение не уверен. И уж точно не заметил библейских символов. Но может это и к лучшему не всё понимать? :)
Всё равно занёс в хотелки. Спасибо, Галя!


Я тоже в большинстве случаев не видела того, о чем пишет Фостер и не переживаю:)Но его книга в любом случае весьма познавательная и он много интересных произведений там упоминает,даёт наводку, что следует почитать:)