Больше рецензий

16 октября 2020 г. 16:10

3K

5 Пропитанные неправдой

«Казалось, что они уже до такой степени пропитались неправдой, что даже кожа на лице у них была какая-то особенная, мошенническая».

Повесть «В овраге» стала финальным аккордом серии произведений Чехова о русской деревне, в которой отражены самые безотрадные впечатления писателя от его жизни в подмосковном Мелихове в течение 6 с лишним лет. Автором здесь описаны соседние с Мелиховым фабричные сёла – Угрюмово и Крюково. Антон Павлович говорил, что, несмотря на обобщающий смысл повести, некоторые герои существуют и в реальности, где они ещё хуже. Ведь Чехов, разрушая народнические иллюзии, изображает беспросветную и страшную жизнь крестьян, лишая их всё же не только романтической идеализации, но и сексуальной распущенности. Хоть автор и признавал, что пьянство и разврат в деревне порой начинаются с детских лет, но писать об этом он считал нехудожественным.

Овраг, в котором лежало село Уклеево, обретает в повести символическое значение. Он сравнивается писателем то с ямой, то с бездонной пропастью.

В центре повествования - зажиточное семейство Цыбукиных: старик Григорий, его вторая жена Варвара, взрослые сыновья от первого брака Анисим и Степан, невестки Липа и Аксинья. Наиболее ярко выглядят женские образы. Эти красивые, видные жёны, спустившиеся в овраг по очереди, но приблизительно в одно время, оказались совсем разными. Первой появилась Аксинья, сразу проявив деловую хватку и ощутив себя хозяйкой в доме. Через год глава семейства женился на приятной и ласковой Варваре. Старший Цыбукин любил свою семью больше всего на свете. А деревенских мужиков он ненавидел и держал их в страхе. При этом, однако, старик Григорий не запрещал жене подавать нищим, странникам, богомолкам, мужикам, уволенным с работы за пьянство. Но всё же благотворительность Варвары выглядит какой-то поверхностной и показной, в ней чувствуется фальшь. Главное для этой женщины - чтобы не осудили люди, то есть мнение других, а суда собственной совести она не опасается. Поэтому под тайным покровом, похоже, можно всё.

картинка Ludmila888

Кульминационным моментом повести стало умышленное убийство (из-за наследства) Аксиньей невинного новорожденного младенца Липы, оказавшейся в овраге последней. Совсем ещё юная Липа всегда боялась Аксинью и заранее чувствовала угрозу, исходящую от этой змееподобной женщины с немигающими и наивными глазами. Безответная девушка говорила матери: «И зачем ты отдала меня меня сюда, маменька!». Видимо, поэтому молодая мать, потеряв сына, даже не рассказала никому, как всё произошло, а свидетелей не было. И родственники упрекали потом Липу в том, что она не уберегла ребёнка. То есть они могли думать, что это она сама во время стирки случайно ошпарила малыша кипятком. Или же им просто удобно было так считать, ведь уточняющих вопросов никто и на задавал.

Встреченные ночью молодой матерью, несущей из больницы домой своего умершего младенца, добрые и сочувствующие странники, которых девушка приняла за святых, отнеслись к ней «с состраданием и нежностью» и попытались утешить мудрыми, искренними словами:

«Жизнь долгая - будет ещё и хорошего, и дурного, всего будет».

картинка Ludmila888

Простодушная Липа не прижилась в порочном овраге, где всё пропитано неправдой и злом. В отличие от неё, Варвара укрепила своё положение и стала там своей. Но её благотворительность почему-то была избирательной и не распространялась, например, на старшего сына Анисима (мужа Липы). После его ареста сила отца заметно пошла на убыль, уже и люди меньше его боялись. Варвара же в ожидании судебного приговора «только дрожала вся, и это не от страха, а от сильного любопытства». Анисим попал на каторгу за подделку и сбыт фальшивых денег и через какое-то время прислал оттуда слёзную мольбу о помощи, но для него не нашлось у благодетельницы ни жалости, ни сострадания. О больном каторжнике предпочли забыть, поддержать его не захотели. А сам старик Григорий к тому моменту тронулся умом от беды, случившейся с любимым сыном, и тоже оказался никому не нужным. И бразды правления всем большим хозяйством взяла в свои руки предприимчивая Аксинья, предварительно выгнав (с молчаливого согласия остальных членов семьи, в том числе и добродетельной и благочестивой Варвары) из дома Липу, не затаившую, однако, на неё после всего ни капли злобы. В самом конце повести, встретив на дороге полубезумного, несчастного и голодного старика Цыбукина, изгнанная из дома невестка подала ему кусок пирога с кашей. С полными слёз глазами и дрожащими губами он взял и стал есть...

Важными основами художественного мира позднего Чехова стали «правда и красота», которые, будучи неразрывно связанными друг с другом, «всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» («Студент»). Писатель пытается сквозь правду быта разглядеть истину бытия, под наносным слоем пошлости он стремится отыскать зёрна подлинной красоты и добра. Ведь окружающая пошлая действительность - это только видимая поверхность жизни. И этот грязный налёт – нечто постороннее и чуждое людям, но в то же время властное и покоряющее их. Снимая же мутные верхние слои, Чехов ищет кристально чистый источник, в котором скрывается внутреннее ядро непреходящих человеческих ценностей. И главная задача позднего Чехова, сосредоточившего свои усилия на постижении реальной самости в повседневности, – поиск даже в самой неприглядной жизни людей элементов добра, истины, красоты и любви.

Зёрна нравственности дают всходы, попадая лишь в подготовленную почву, вспаханную этическими законами жизни. Однако, в душе человека, образно говоря, в худшем случае можно обнаружить залежные земли, но не целинные, потому что тысячелетия культуры, работы человеческой мысли и сердца отразились на каждом из нас. И среди океана невежества и нужды Чехов пытается уловить хоть какой-то луч света, пусть даже мгновенно осветивший тьму и тут же исчезнувший. В овраге зло и неправда торжествуют по всем фронтам, но «как ни велико зло, всё же ночь тиха и прекрасна, и всё же в Божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и всё на земле только и ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью…».

Книга перечитана в рамках «Чеховских дуэлей» с boservas (рецензия).

Комментарии


И все же я бы не согласился с торжеством зла и неправды по всем фронтам. У меня сложилось впечатление, что в этом рассказе нет в принципе абсолютной правды и добра, всё настолько текуче, настолько индивидуально. Так и просится "у каждого своя правда". И старый Цыбукин не жертва Аксиньи, она именно та "королева", которой он может передать своё "царство", просто теперь пришло её время, он на её месте вел бы себя так же. Цыбукин - сам себе палач, потому что только Аксинья гарант сохранения дела его жизни.


в этом рассказе нет в принципе абсолютной правды

Ну, абсолютная правда, по мнению Чехова, вообще никому не известна: «Никто не знает настоящей правды» (Чехов «Дуэль»).

И старый Цыбукин не жертва Аксиньи

Невинная жертва здесь, конечно, не старик Цыбукин, а его внук - новорожденный малыш его любимого сына и Липы.

Цыбукин - сам себе палач, потому что только Аксинья гарант сохранения дела его жизни.

Но после беды с сыном Цыбукин потерял интерес к делу своей жизни и стал часто сидеть у церкви. Не меньше дела своей жизни он любил и свою семью.


Спасибо за рецензию!
Заголовок ты очень точно подобрала.
Мне показалось, что если описывать суть повести одним предложением из неё же, то я бы вабрал "Кто трудится, кто терпит, тот и старше"
Вот Липа трудилась, терпела (ещё как терпела) и стала старше (=выше) всех. Кроме, разве что Аксинии, но её час придёт.

Хоть автор и признавал, что пьянство и разврат в деревне порой начинаются с детских лет, но писать об этом он считал нехудожественным.


А жаль. Какой он ханжа оказался!

Но всё же благотворительность Варвары выглядит какой-то поверхностной и показной, в ней чувствуется фальшь.


Этот персонаж выглядит самым неоднозначным. С остальными вроде бы всё понятно. Она напомнила АА из "Бабьего царства". Вроде побуждения добрые, но какая-то инертность, слабость. А где слабость, там кто-нибудь ей обязательно воспользуется. И всё кончится плохо. Вообще, слабое добро - страшная сила.

Зёрна нравственности дают всходы, попадая лишь в подготовленную почву

Семена Липы проростают лишь в теплых условиях. Это замкнутый круг - чтобы вырастить нравственность, нужно чтобы "родители" были нравственными


Спасибо за отклик, Женя! )

Вообще, слабое добро - страшная сила.

Если добро слабое, то это уже, наверное, не добро. Вот говорят же, что добро должно быть с кулаками. Ведь само наличие силы (кулаков) – главный признак, отличающий доброту от обычной слабости, притворяющейся добротой. А отказ от применения силы в случае истинной доброты выбирается человеком добровольно как наилучший путь, и его выбирают люди, которые могут, если захотят, поступать иначе. Но доброта Варвары, на мой взгляд, была даже не слабой, а показной, неискренней, фальшивой.


Ну почему же фальшивой? Просто доброта - это всего лишь доброта, а не справедливость и не принципиальность. А вот эти последние как раз и есть, скорее всего, те кулаки, о которых ты говорила )


Возможно, она не столько добра, сколько жалостлива. Это качество пассивное. А доброта - активное.


Это сложно - вот так разделить: тут - активное, а тут - пассивное. А мне кажется и то, и другое могут быть и таким, и этаким.
Что же касается Варвары, я бы определил, что её доброта была сопряжена с трусостью, причем трусость преобладала. Когда она не боялась, она была доброй, когда ей становилось страшно - она забивалась в угол, как мышь, возможно, страдая от собственного бессилия. Но этого момента Чехов не касается, можно только домысливать.


Жуть какая. Вы меня прямо заставили читать Чехова. Я его всегда не любил. А вас почитаешь и думаешь, а что же я сам не догодался. Вот буду читать и писать отзовы. Только вы будите читать, сильно не ругайтесь. Я буду старатся


Договорились. Сильно ругаться не буду. Но вы уж постарайтесь! )


Вот прямо скоро напишу. Подождите дня 3. Нехочу торопится, а то получится как в тот раз


Я вашего Чехова возьму на флажки. Буду по вас учится


Понравились две мысли Сергея: в первом комменте он абсолютно точно, на мой взгляд, написал о "новом времени" и таких же людях. Кончилось время Цыбукина, оно просто кончилось, кончилось так, как АП написал. И его "преемница" - она ведь не с неба свалилась и набралась в том числе от него его же, Цыбукина если не ценности, то взгляд на дОлжное ведение хозяйства. Чтобы что-то родилось, нужно чтобы что-то умерло. Так всё устроено.
Вторая мысль о Варваре. Что на самом деле - такой человек, бесхребетный, вольно-невольно втянутый в такой вот дарвиновский оборот или отбор, если угодно. Они всегда - такая, лиана, ищет к кому прислониться, как-то так.
Ты хорошо даешь литературный материал, несуетливо, а потому писать комментарии легко: есть субстрат, основа.
Пять баллов!


Чтобы что-то родилось, нужно чтобы что-то умерло. Так всё устроено.

И даже чтобы найти себя, надо сначала потерять себя… )