Больше рецензий

14 октября 2020 г. 16:02

180

5 Стенография как искусство хорошего учебника

Книга «Русская литература. От олдового Нестора до нестарых олди. Часть 1. Древнерусская и XVIII век» - это абсолютный маст рид.
Сильно спойлерить не буду, но вот некоторые выводы:
- древнерусская литература домонгольской эры - столь же уникальна, сколь мала в своих объемах. Чрезвычайна интересна и очень поучительна. Разбирать ее в компании с профессионалом, да ещё и остроумным человеком с нелинейным мышлением - удовольствие;
- Иван Грозный в сознании общества - интеллектуал (политика за скобками обсуждения). Его переписка с князем Курбским, бежавшим в Литву - памятник словесности и интеллектуальной риторики XVI века. Да, но... Грозный дочистил то, что не дочистили монголы. Светской литературы при нем практически не существовало, а религиозная имелась зачастую в 1-3 списках, не доступных практически никому, даже элите.
- знаете кто больше всех не любил Радищева? Не за что не догадаетесь. Пушкин А.С. Не просто не любил, а писал омерзительные великодержавные пасквили на него. Пушкин, да-да, в это сложно поверить, но это так. В обычном учебнике этого, конечно, нет. Лично мое мнение в том, что Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» ничего ценного в принципе не сказал, но это уже отдельный вопрос.
В общем. Бегите, покупайте, читайте. Или скачивайте. Я не помню, чтобы меня так захватил учебник. А это не совсем обычный учебник, точнее - совсем не обычный. Это фактически стенография. С очень живой, ясной лексикой и неминуемым погружением в атмосферу.
Книга хоть и имеет определённый массив цитирований на древнерусском, но с обязательным быстрым и понятным объяснением, да и весь объём всего 350 станиц, читается на одном дыхании.

Источник