Больше рецензий

Apostol_Marx

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 октября 2020 г. 01:49

3K

1.5 Спойлер Духота

Пиарили "РИФ" всеми инструментами, которыми только можно. Даже на "Первый" канал к Урганту просочились, Галя - не к ночи помянутая - Юзефович принесла. Везде хвалят, везде советуют, отзывы сплошь комплиментарные. Кому не понравилось, видимо, просто решили промолчать или выскажутся опосля. Первый намёк, что книга плохая. Второй намёк автор. Инфантильный писатель Поляринов, автор очень плохого "Центра тяжести".

В аннотации нам говорят:

Риф — это роман о вечной войне поколений, авторское исследование религиозных культов, где древние ритуалы смешиваются с современностью, а за остроактуальными сюжетами скрываются мифологические и мистические измерения.


Ну-с, по порядку.

- вечная война поколений
Война поколений по-поляриновски, это когда в - не полной, кстати - семье, мать не понимаем дочь, а дочь никак не может понять мать и никак не может понять почему мать её не понимает. Поляринов даёт нам воистину интеллектуальный совет и ответ: надо разговаривать. Интересно, сам додумался иль подглядел у кого-то. Не, мы догадывались, конечно, но вот так вот, твёрдо и чётко нам об этом никто и никогда не говорил. Разговаривайте и всё будет хорошо, ну ладно, хорошо не будет, ну просто что-нибудь будет.

- авторское исследование религиозных культов
Самый завораживающий пункт. Авторское исследование - это когда исследователь разлагает каждое явление на его составные части и изучает каждую часть отдельно, и потом, когда известны все составные элементы, тогда и общий результат оказывается понятным и неизбежным; что казалось, раньше анализа, ужасным преступлением или непостижимым подвигом, то оказывается, после анализа, простым и необходимым следствием данных условий. Ну это классики так себе представляли исследования. Классики, ясное дело, давно попахивают нафталином, а им на смену приходят инфантилы мимикрирующие под интеллектуалов. Они берут книжечки разные и выбирают оттуда что-то, на их взгляд, интересное и важное. В общем всё это пересказ пересказа. Неинтересно и скучно. Сидеть в архивах, ездить "на места", самому наконец завербоваться в секту, etc. Перелопатить кучу скучных материалов и превратить их в живой текст, а не наоборот. Отсутствие эмпирического опыта кричит с каждой страницы.

- древние ритуалы смешиваются с современностью
Человек это социальное животное. А животное не может без ритуалов - природа такая, понимаешь ли. Рукопожатие при встрече, обмены "приветами", "да" в ЗАГСе, кинуть землю рукой на гроб на похоронах, всё это ритуал. Древний. Они - эти ритуалы - не смешиваются с современностью, они являются её составной частью. В каких-то элементах развиваясь, в каких-то оставаясь неизменными. Никаких причин появления того или иного ритуала в книге нам не сообщат. Ах, да, фиксация на детской травме, ох уж эта западная терапия. Ну и сказочки ещё, куда без них-то?!

- за остроактуальными сюжетами скрываются мифологические и мистические измерения
Я так понял, что остроактуальные сюжеты, это:

Кира живет в закрытом северном городе Сулиме, где местные промышляют браконьерством. Ли — в университетском кампусе в США, занимается исследованием на стыке современного искусства и антропологии. Таня — в современной Москве, снимает документальное кино.

Пробежимся по каждому остроактуальному сюжету.
Ветка номер Один. Кира.
Совьетский рабочий город Сулим. Прототип ищется - в этих ваших интернетах - минуты за две, но надо отдать должное автору, в конце признался, что в городе не был, и написал про какой город речь идёт, и, что улицы придумал сам. Ох уж эти улицы, ну нельзя не тригернуться. "ХХ съезда КПСС", чтобы зумерам было понятно, а то "20 партсъезда" для них звучало бы не очень. Танковые бригады им Ворошилова, да еще и номерные. Ох уж этот интеллектуальный йумор, смеялись, так сказать, всей энной краснознаменной красноградской ордена Суворова второй степени нетанковой бригадой. Поляринов, надо было Будёного взять, представляешь, именем командира конармии назвали танковую бригаду.
Дальше Поляринов телепортирует из Новочеркасска в Сулим "рабочую демонстрацию". Которая у него то демонстрация, то волнение, то бунт, то забастовка. Рабочие зачем-то хотят поговорить с главой администрации, а кто это вообще? Что за должность такая? Первый секретарь горкома, может? А его нету, в область уехал, и тут шоу начинается. Через сутки, в город приезжают военные на грузовиках и чёрных машинках. Логично, конечно, но военных прислал Хрущёв, а как он узнал-то про их бунтодемонстрацию? Может стоило отправить каких-то деятелей партийных из Мурманска, они б хоть спросили у рабочих чего они вообще хотят. Ясное дело бездушные совьетские ВэВэшники, расстреливают демонстрацию. А агенты Кей, Джи и Би в чёрном, "стирают" память о расстреле. И никто ничего не помнит.

Любой, кто в Союзе начинает работать с памятью, первым делом сталкивается с сопротивлением.

С каким? Если бы писатель с людьми общался и опрашивал, а не чудесные истории слушал, то знал бы, что там такого можно наслушаться, что ещё потом делить на три придётся.

Ветка фактологически и логически сконструирована хлипко, рушится под собственной глупостью. А связь с другой веткой читается сразу после прочтения первых трёх глав книги. Глупо и скучно.

Ветка номер Два. Ли.
Ли - потомок русских эмигрантов, живущая в США, изучающая искусство и всякие штуки(слово паразит автора) антропологические. Ещё она зачем-то подзаводит кварцевые часы.
Самая скучная ветка книги. Господин сочинитель поддушивает историями, которым место в большом треде твиттера, но никак не в художественном произведении. Они вообще не для чего, какие-то краткие справки о сектах и культах, скопированные или пересказанные. Зачем оно вообще? Для объёмчика? Профессор - тоже потом эмигрантов из России - абьюзит десятки людей, а они подчиняются. А потом отчаливает на Родину предков. Интересно? Не-а, скучно. Образы пустые, не цепляют. Инструментарий подавления воли какой-то проржавевший, универсальный и уродливый. Слабо. Финал ветки Ли слизан с "Кода Да Винчи". Такие нынче интеллектуалы, у Дэна Брауна воруют.

Ветка номер Три. Таня.
Преподаватель английского, которая мечтает снимать документальное кино. Естественно после соприкосновения с фильмами Тарковского. Мамка Таньки, ясное дело, считает всё это дурью и вообще уходит в секту. Таню, как водится, травили в школе, за что травили? Потому что могли. Ну хоть не за интеллигентную семью, и на том спасибо. Разбираться за что травили, Поляринов не стал.

Таня не была изгоем, хотя сама вряд ли смогла бы определить свое место в школьной пищевой цепи; училась она средне, списывать у нее было бессмысленно, взять с нее было нечего, поэтому над ней особо не издевались – все-таки дочь училки, – сидела на третьей парте и не отсвечивала. И все же иногда девицы из параллельного ее били; без всякой причины, потому что могли.

После первых месячных, по совету старшей сестры, Таня делает себе татуировку. Инициирует себя во взрослые, что называется. Страшно представить, что было после дефлорации, а автор тактично умолчал. Ах, да, мать-то в секту ушла, ну вот, Таня и начинает расследование. Менты, конечно. не хотят. Лейтенантам с большими животами лишь бы раскрываемость поднять, да от "висяков" избавиться. Не читайте лейтенанты Поляринова по утрам. Короче, Танька с сестрой начинают "копать". В лучших традициях персонажей Дарьи Донцовой.
Если в ветке с Ли, Поляринов только поддушивает, то тут уже хочется открыть форточку. Потому что все эти комнатные философствования за жизнь:

Когда ты понимаешь, что не обязан любить человека только по факту родства, это освобождает, потому что ты начинаешь искать в родных свойства и черты, за которые любишь их по-настоящему.

менторские советы по психологии:

Вместо того чтобы прорабатывать тяжелые воспоминания, он силой заставляет людей забывать.

и наклеивания людям ярлыков:

Выглядел Сидоров довольно жалко – какой-то прям типичный слесарь, словно сбежавший из фильма «Афоня» – потасканный жизнью, опухший, но очень бодрый при этом и страшно болтливый.

вызывают позывы глотка свежего воздуха. Читать скучно. Хочется пролистывать высунув голову в форточку.

Весь текст можно сравнить с клюквой, которую кто-то собрал и заморозил. А Поляринов разморозил, и, вот она лежит, вся такая водянистая и неаппетитная. Хоть бы морсик сделал, но нет, так подаёт гостям. Не вкусный текст. Полифония в романе не работает, все герои, как марионетки, звучат голосом Поляринова. Так я и не нашел заявленную остроактуальность. Не держит инфантильный писатель Поляринов руку на пульсе жизни. А вот что причина, а что следствие не совсем ясно. Инфантил потому что далёк от жизни или далёк от жизни потому что инфантил.

Хотелось написать про антисоветизм, цитаты даже приготовил, но что-то передумалось. Ну запихал, ну не любит, ну не понимает, ну и ладно. Может это такая форма прорабатывания его какой-то личной травмы.

Книга, очевидно, написана для духовно богатых школьниц, где школьница не возраст, а состояние сознания страдающего острой формой инфантилизма. Им, кстати, точно понравится, где-то в чертогах разума во время чтения будет крик: literally me, именно на английском языке.

В итоге, это лучше, чем "Центр тяжести", количество инфантильных афоризмов на квадратный метр существенно ниже, но это всё ещё очень далеко до литературы и до беллетристики. Рецензию на следующее творение Поляринова можно смело называть: "Поляринов, как каледоскоп русской инфантильности".

Комментарии


Зачем же дочитывали, если было так тяжело? Тем более, что уже читали прозу Поляринова и Вам не понравилось.


Резко, но со многим согласен.


Мне показались совершенно безликими все 3 женские героини. Что они чувствовали, зачем жили, любили кого-то или нет? Какая у них была мотивация вставать по утрам? Как они выглядели,что носили? Я не могла их представить, автор мне в этом не помог, увы.

При этом сам сюжет, основная линия очень понравилась. Не хочу ни к чему больше придираться, книга-то интересная.

А то что вы разобрали аннотацию, которая написана даже не самим автором, а издательством, вероятно, – ну это как-то некрасиво. Понимаю, что удобно было взять это за точку опоры, но это нечестный ход.


Мне книга понравилась, оценила для себя на 4, но рецензия шикарная))


Отменная рецензия, все по делу. И да, уже очень утомила чрезмерная фиксация на детских психотравмах. в устах наших писателей звучит совсем инородно и вымученно.


Как сценарий для фильма нормально . А так, вот читал недавно Чертово колесо Гиголашвили и Каменный мост терехова . И сразу понятно , другой уровень


спасибо. а то уже стала чувствовать себя круглой дурой. не поняла высокой литературы, не оценила.

Спасибо, с языка сняли