Больше рецензий

13 октября 2020 г. 00:11

914

4.5

Аделаида Фалькон в Венесуэле нулевых хоронит мать, которая долго и тяжело болела. Последние месяцы ей приходилось тратить все сбережения, чтобы купить на черном рынке антибиотики, кислород, еду - все, чтобы хоть как-то продлить жизнь матери. Валюта обесценивается с каждым днем все сильнее и сильнее и это особо чувствуется из разговора в похоронном агентстве:

– Аренда часовни будет стоить пять тысяч суверенных боли́варов.
– То есть пять миллионов старых боливаров?
– Совершенно верно. – Сотрудник похоронного агентства слегка возвысил голос. – У вас есть свидетельство о смерти, поэтому с вас взяли меньше. Если бы свидетельства не было, вам пришлось бы заплатить семь тысяч новых боливаров, так как выдача такого документа агентством сопряжена с дополнительными расходами.
– Семь тысяч новых боливаров или семь миллионов старых?..
– Верно.

К сожалению, эта сцена - это только начало погружения в мрак. Умирающие везде люди стали новым вариантом нормы настолько, что окружающие перестали сочувствовать друг другу. И хотя книга начинается с похорон матери Аделаиды, через воспоминания дочери мы видим её живее живых: вот она покупает обувь, а здесь она любила ужинать, этот сборник поэзии был её любимым. Учитывая, что мать Аделаиды зовут так же, как и нашу главную героиню - Аделаида Фалькон - в этом есть некоторый символизм, что она хоронит женщину со своим именем. Ведь в итоге по сюжету ей приходится притвориться другой личностью. В какой-то мере мы не можем быть уверены, что начало истории - это не погребение её собственной личности.

Однажды по возвращению домой Аделаида обнаружила, что замки в её собственной квартире поменяны, а внутри живут женщины-барыги, которые являются представителями той части населения, которое вокруг сеет лишь насилие, и все их действия одобряются властью. В поисках нового жилья она пытается попасть в квартиру своей одинокой соседки пекарши Авроры Перальты. Дверь, на удивление, оказывается открытой, а сама соседка мертвой - от ненасильственной смерти. Учитывая, что на улице весь воздух пропитан слезоточивым газом, а все перехожие разделяются на две группы, которые убивают друг друга, эта квартира стала единственным способом для Аделаиды выжить. Сцена избавления от трупа ужасает, но этот поступок мне абсолютно понятен. В квартире есть продукты на две недели, плотный конверт с наличкой, личные фотографии и дневники, документы и письма - переписка мертвой обитательницы квартиры с родственниками из Испании, которые уговаривали её сбежать со страны. Имея все это, Аделаида решает притвориться Авророй. Это именно тот символ, который ассоциируется с захоронением своей личности в начале книги: ведь чтобы стать Авророй, Аделаиде нужно не только забыть все, что она знает о лингвистике, но и научиться прекрасно готовить, ибо Аврора была прекрасным поваром, Аделаиде приходится изменить взгляд, мышление и тщательно запомнить все детали истории Авроры.

В оригинале книга дословно называется "Дочь испанки". И это название действительно прекрасно описывает одну из основных тем книги - жизнь эмигрантов. На протяжении книги описывается несколько разных судеб людей, которые переехали жить в Венесуэлу, и их "двойственность" - жизнь на два дома. Половина жителей Венесуэлы - эмигранты. И так же, как Аврора была эмигранткой в Венесуэле, Аделаиде приходится, спасаясь, стать эмигранткой в Испании, хотя взяв личность другого человека, она совершенно никому не сможет об это сказать. Эмигранты будто изолированы неведомой стеной от местных жителей, которая не помогает им пустить корни и стать своими на чужой земле. Они не могут найти слов, чтобы описать эти свои эмоции. Так и героиня никому и никогда не сможет об этом сказать.

Как и вся остальная страна, мы были обречены стать чужими для самых близких людей. Виноват в этом был комплекс вины, который отягощает выживших. И даже те, кто сумел покинуть страну, тоже несли на своих плечах бремя вины и стыда, поскольку бегство от страданий было всего лишь еще одной разновидностью предательства.

Хочу оспорить тот факт, что писательница чрезмерно демонизирует политику и историю Венесуэлы и такого вообще не может быть. Приведу цитату из Википедии:

2017 год 93 % населения страны жалуется на недоедание. Ожидаемый годовой уровень инфляции составляет 1000 %. Курс доллара на чёрном рынке превышает официальный курс в 900 раз.
2018 год В соответствии с заявлением Международного валютного фонда, уровень инфляции в Венесуэле достигнет 1 000 000 % в конце 2018 года.

Только вдумайтесь в эти цифры. Там, где есть такая инфляция и голод, могут царить любые ужасы и жестокость.
И в целом, хотя роман действительно депрессивный и главной героине пришлось отведать горя, я бы сказала, что в сравнении с тем, что могло произойти с ней в такой стране - ей еще во многом повезло. Для сравнения можно почитать дневники немецкой женщины, которая жила в Берлине во время окончания II Мировой войны. Анонім - Жінка в Берліні . Я делаю это не для того, чтобы сравнить кому из этих женщин хуже жилось, а кому лучше. Просто хочется подчеркнуть, что когда вокруг будто мир рушится - люди превращаются в настоящих зверей. И порой мы даже не можем вообразить, на что люди вообще способны.

Прочитано по игре "Вокруг света"