Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

12 октября 2020 г. 22:33

2K

2.5 «Вы не из Замка, вы не из Деревни. Вы ничто».

Я пыталась. Я честно пыталась понять эту книгу. Я недоумевала, зачем Кафка, к которому я отношусь со всем уважением, писал этот скучнейший, затянутый и при этом толком ничем не завершившийся роман. Возьмись я за эту книжку раньше «Превращения» и «Процесса», точно бы возненавидела писателя на веки вечные.

«Замок», при всей нелепости повествования, напомнил мне длинные соцреалистические романы. Это те романы, в которых 500-1000 страниц, множество действующих лиц, тонна бессмысленных описаний – но, черт возьми, никакого сюжета. Сюжет – это не бег персонажа из гостиницы в школу, потом – в чужой дом, и снова – в гостиницу. Сюжет предполагает развитие конфликта и изменения персонажей, которые в этом конфликте участвуют. В «Замке» конфликт был заявлен, но все 400 страниц я, читатель, топталась на месте, меня словно позвали на экскурсию по красивейшим местам Москвы, а в итоге повели смотреть район Котельники. eqw47jjh-r.jpg Во многом «Замок» Кафки повторяет его же «Процесс»: то же разоблачение безликого чиновничества, омерзительное восхищение властью у черни, невозможность добиться справедливости, обреченность обычного человека в столкновении с безжалостной бюрократической машиной. Проблема как раз в том, что «Процесс» эти темы раскрывал лучше, лаконичнее, намного смешнее и жестче, более того – «Процесс» имеет закономерный финал, а «Замок» обрывается на полуслове.

К. – персонаж откровенно неприятный. Кажется, ничего плохого не сделал, но вот раздражал он меня буквально во всем. Поразительно, что именно на него вешаются чуть ли не все местные девушки. К. вызвали в Деревню близ Замка, но стоило ему возникнуть, как в канцелярии решили, что ошиблись и землемер здесь не нужен. Логичнее было бы развернуться и уйти – ну есть же, наверное, другие Деревни близ Замков, зачем оставаться в месте, в котором ты не можешь приложить свои силы? Но К. невероятно упрям. Он хочет во что бы то ни стало пробиться в Замок, к начальству, и доказать… собственно, что доказать? Что ему обязаны дать должность землемера? Что он, такой хороший, а эти сволочи в канцелярии – плохие, ошиблись, вызвали зря человека? Наверное, К. и сам не знает, чего он хочет от высшего начальства. Он терпит отвратительное отношение в Деревне, сходится по случайности с местной девкой, берется за работу, которая для него унизительна. Но зачем, зачем? Что он хочет доказать себе и другим? Или это такая аллюзия на выбор жизненного пути, а К. – это условный Билл Гейтс, которого ничего, кроме этого выбора, не интересует? Но я бы не сказала, что К. делает выбор осознанно. Им движет не любовь к работе землемера (я хочу работать именно землемером, отстаньте!). Им движет тупое упрямство, которое не имеет ничего общего с ощущением своего предназначения.

Местные, что уж там, ничуть не лучше К. Все пребывают в экзальтированных чувствах. Все обожают и боятся… нет, даже не начальство в Замке. Обожают и боятся даже мелких служащих, всяких секретарей и посыльных. Кажется, всех в романе поразила страшная болезнь – рабское благоговение. Особенно это раскрывается в истории Ольги – о том, как ее сестра Амалия отказала в интимной встрече какому-то мелкому работнику из Замка; в итоге «позор» за этот отказ лег на всю семью. Как посмела отказать аж самому посыльному/писарю/дворнику из Замка! Унизить, растоптать, чтоб глаза не смела на честных людей поднимать, паскуда! С одной стороны, смешно, но… как-то это слишком уж неприятно. Все мы, в той или иной степени, сталкиваемся с властью – начальников, полицейских, налоговых органов и проч. Но мы, к счастью, не любим тех, кому позволяем иметь эту власть. В «Замке» же у людей нет ничего вне преклонения и обожания к Замку и его обитателям.

Возможно, из «Замка» вышел бы отличный роман, реши Кафка его дописать. Но, если верить открытым источникам, Кафка как раз забросил роман, о чем сообщил в письме своему другу Максу. Может, счел его неудачным? Или разочаровался в замысле? Но, по моему мнению, «Замок» не дотягивает до уровня своего создателя. В «Замке» решительно ничего не происходит; главный герой К. не то что не меняется, он вообще почти не реагирует на окружающий мир; показываемый в романе мир статичен, ты не веришь в него (а в мир «Процесса» или «Превращения» веришь), второстепенные персонажи похожи на марионеток. Одиночество человека? Необъяснимость его положения? Пожалуй. Но, опять же, К. – не тот персонаж, что может вызвать интерес и тем более сочувствие. Может быть, образ Замка? Что он такое – этот Замок? При желании можно разное навертеть, если у вас есть воображение. Но в романе значение Замка толком не раскрыто. Любите дописывать за автором – пожалуйста. Но я лично так устала от этой книжки, что не собираюсь строить теории. nd5afvig-r.jpg «Замок», как мне кажется, стоит читать лишь большим поклонникам Кафки. Если вы обожаете Ф.К., все уже у него прочитали и не насытились, то эта книга для вас. В ином случае проходите мимо. И тем более бегите от «Замка», если вы боитесь оборванных на середине книг.

Прочитано в рамках Игры в классики (15 тур) и Собери их всех.

Комментарии


Я не обожаю Кафку, не все у него прочитала и не большой любитель обрывающихся на полуслове книг, но «Замок» мне действительно понравился) Не смущало даже отсутствие лаконичности) Но, возможно, многое в нашем восприятии этого произведения зависит от настроения в момент чтения...  Спасибо за рецензию)


Взаимное спасибо. Возможно, Вы правы, просто на настроение книга не легла.


Вы даже не гражданин!