Больше рецензий

Apostol_Marx

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 октября 2020 г. 15:55

1K

2.5 Привет, Оружие.

Очередное художественное осмысление личного военного опыта Захара Прилепина.
Четырнадцать рассказов под одной обложкой, с общей темой и плавающими из рассказа в рассказ персонажами.

Тема интересная: война на Донбассе. Война, как известно, никогда не меняется. Заманивает и убивает.

На войне ведь, знала бабка, за наших – всегда воюют хорошие. А плохие – они воюют за чужих; так повелось.


Только вот, чем, собственно, наши от не наших отличаются, а хорошие от плохих? Поменяй автор фамилии и позывные героям, флаги, да сторону конфликта, что изменится?! А ничего не изменится. Какая такая сила ведёт людей в чужую страну воевать. Что же это за сила-то? Пробудившееся национальное сознание? Не-а. Культурный код? Не-а. Деньги? Не-а. Честь и Слава? Не-а. Прилепин сам это всё поднимает в тексте, а твёрдого и чёткого ответа не даёт. Просто летят, как мотыльки на огонь; бегут куда-то или отчего-то. Небо славян, что называется, точит вены. Персонажи не маргиналы какие-нибудь. Вот, есть у нас участник чеченской войны, замдиректора имеющий трёх любовниц, а берёт - всё бросает - и едет в ополчение. Он сам не знает зачем, и Прилепин не знает. Да и не хочет он знать, не надо оно ему. А кто-то якобы от жён бежит, а кто-то от реальности и так далее. То есть вот, выделяет автор какую-то прослойку людей, которые просто хотят воевать, ну и так просто совпало, что воевать они хотят на той стороне, где был Прилепин. На той - украинской - стороне такие же воюют, просто знаки различия другие. И вот Прилепин выделяет их зачем-то и обосабливает. То есть сознание их не сформировано бытием общественным, в котором они воспитывались, а наоборот оно их тяготит. А суть их в войне, они и трудиться умеют, и любить умеют, и дружить, и враждовать.
Романтизация и бытописание наёмничества, как оно есть. Бывают, мол, такие люди с такими вот наклонностями и надо им где-то эти наклонности реализовывать. Внутри каждого Декстера, дремлет демон. Не дадите им убивать - они в коллекторы пойдут или ещё в какие уважаемые нынче замдиректора. Слабенько, Захар, очень слабенько. Большие писатели они не про это, Захар. Они про идеи и идеалы, про причины и следствия. Большое, Захар, видится на расстоянии. А вот лицом к лицу всего не увидать. У Декстера, Захар, травма была детская, не родился он таким, понимаешь? И не отправил его правильный батя в "блэкуотер".

Вот и получается, какие вопросы поднимает автор? А никакие, просто люди, просто зарисовки. Где-то реалистичные, а где-то не очень. Там, где не очень реалистично, скорее всего так оно и было в жизни.
За что воюет ополчение? За что воюет отдельно взятый ополченец, чего он хочет-то? Курить и воевать. Для контраста нам Прилепин даёт необустроенного в жизни парня, которому война ваша даром не нужна, мол, вот он неудачник, и не пошёл никуда воевать. Да "дяденьку" милиционера, который опытным глазом видит тёмную сторону каждого "ополча", ту самую, которую друг в друге они вообще не замечают.

Из плюсов можно выделить повествование. Читается проза Прилепина легко, видно, что писалась книга тоже легко. На эмоции не давит, слезу не выпрашивает. Наконец-то автор практически отказался от нарочитых нежностей в отношении женского пола. Избавился от этих приторных "кудряшек ниже пупка". Развивается человек. И бравады поубавил, что тоже хорошо отражается на тексте.
Самый сильный рассказ: "Контрабанда".