Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

11 октября 2020 г. 12:26

Лучшее на Лайвлибе

3K

5 Одно кольцо, чтоб править всеми, оно главнее всех, оно соберёт всех вместе и заключит во тьме

картинка PavelMasychev
Боже мой! На что я подписался? Писать рецензию на всю трилогию "Властелина колец"!
С другой стороны, тем лучше. Сложнее было бы писать о каждой части отдельно. Наверно, куда более верно сказать о целостном произведении.

Первое - культовость трилогии.

Это не первое произведение Толкина о Средиземье. Правильно сказать, что новое направление в фэнтези началось с "Хоббита" . Но во "Властелине колец" Толкин расцвел. Это зенит творчества писателя.
Значение произведения и его влияние на всю последующую культуру просто гигантское. "Властелин колец" вдохновлял Роберта Джордана, Стивена Кинга, Ника Перумова, Терри Брукса, Роберта Сальваторе, Урсулу Ле Гуин. Фактически родилось целое направление в музыке, ярким представителем которого является, например, Blind Guardian. Я не говорю об экранизациях, театре, видеоиграх.

Второе - христианские мотивы.
картинка PavelMasychev
Несмотря на то, что зло в книге неимоверно сильно, и чтобы его побороть, приходится тратить много сил, "Властелин колец" - книга христианская. Нет, конечно, здесь нет никакой догматики, искать ее - совершенная глупость. Пусть это станет аргументом, для тех кто выискивает несоответствия романа с доктриной католичества, здесь и в других произведениях Толкина. Я об этике.

Кольцо, прекрасный символ вечности, здесь искажено злом. Кольцо в романе олицетворяет эпичный продукт зла - грех. Его можно уничтожить только отказавшись от него - от преимуществ и статуса Властелина и от влияния самого кольца.

Фродо не находит в себе сил и в последний момент оказывается сломлен тяжестью власти кольца. "Спасает" ситуацию Голлум, тот, которого Фродо не дал убить. Как тут не вспомнить:

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф 5:30).

Жертвенность - ещё одна христианская тема. Герои жертвуют собой много и часто - без надежды на спасение, без всякой уверенности в успех миссии братства на другом конце Средиземья. Но не жертвовать они не могут - таков их долг, их вера во спасение. Вызволение Фродо и Сэма из самого пекла, из самого ада становится возможным, когда грех побежден.

Гэндальф и Галадриэль сопротивляются искушению кольца. С трудом. Но становятся сильнее. Почему? Или точнее - за счет чего? Противодействия рабству? Силы воли? Духа?
Саруман, (будучи также, как и Гендальф), майар, подчинился и пал. Потому что у Саурона нет союзников - одни "шестерки", как сказано в бессмертном киношном переводе Дмитрия Пучкова. Вот та сила, которая незримо помогает братству кольца:

"– Я – слуга Тайного Огня, и оружие мое – пламя Анора. Ты не пройдешь. Темное пламя Удуна не поможет тебе. Назад, во Мрак! Ты не пройдешь" - кричит Гэндальф Балрогу".

Что за Тайный Огонь? Ответ есть в "Сильмариллионе" :

"Илуватар повелел Видению быть, поместил его в Великой Пустоте и зажег в сердце Мира Тайный Огонь".
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Книга Бытия)

Короче, обещал не лезть в догматику, а полез. Будем считать это отступлением.

Ещё одна тема - милосердие и сострадание, которые проявляются, например, в отношении к врагам. Их как-то жалко - изначально они были чисты, но тень зла очернила их. Орки - бывшие эльфы, назгулы - бывшие герои и правители. Даже Саурон - майар. Голлум, в прошлом хоббит, - опредмеченная душа, вынутая из тела. В ней во всей наготе видна борьба злых и добрых сил, невидимая брань. Он - иллюстрация к словам апостола Павла:

"Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". (Рим. 7:19).

Третье - психология.
Все то же кольцо - символ единства и бесконечности. Оно связывает во едино все кольца власти, замыкает их энергию на себе. Кольца, подчеркиваю, ВЛАСТИ. Гиперболизированная жажда превосходства напоминает о теории Альфреда Адлера . Согласно его взглядам сильное стремление к превосходству является обратной стороной комплекса неполноценности. Делаем выводы о ранних травмах Саурона. Он, кстати, не собирается разрушать мир, напротив, он - воплощение гигантомании. Те, кто читал "Сильмариллион" , наверняка помнят, что Саурон хотел порядка и размеренности.
картинка PavelMasychev
Но благими намерениями, как известно, дорога в Барад-Дур выложена.

Книга перенасыщена архетипическими образами. Здесь достаточно легко узнаваема модель пути героя, описанная Джозефом Кэмпбеллом в Тысячеликом герое . Перечислять архетипы можно бесконечно долго: воин (Боромир), маг (Гэндальф), правитель (Теоден), искатель (Арагорн), трикстер (Мерри и Пипин). Множество символов страха и ужаса можно встретить на страницах - Шелоб, гоблины, балрог, умертвия, урукхаи. Элронд и Галадриэль очень похожи на Анимус и Аниму. Эльфы и онты - воплощение конструктивных энергий бессознательного; орки и назгулы - темных. Эрос и Танатос, либидо и деструдо. Падение Изенгарда очень похоже на катарсис, когда сносятся все деструктивные установки, представления; буквально - смываются комплексы.

Четвертое - миф.

"Миф есть в словах данная чудесная личностная история". А.Ф. Лосев Диалектика мифа

Миф стоит несколько особняком и от религии, и от философии, и от истории, и от поэзии, пронизывая их. Он является функциональным органом, связующим эти сферы, и не управляется ни одной из них.

"Властелин колец" - это чудесная личностная история, большая чем просто сказка.
Толкину удалось создать миф, и в этом его заслуга. Роман содержит и поэзию, и культуру, и фольклоры, и религию, и философию, и историю, и аллегории, и науку. В то же время улавливается нечто, соединяющее культурно значения всех этих сфер, наполняя жизнью философско-этическое построение "Властелина колец". Да, это отдельная тема, но тема важная. Она больше, чем описываемая современными филологами "мифологическая основа романа". В мифологии заключается тайна бессмертия романа Толкина, великая загадка, породившая множество ответов - фанатских историй в духе "Черной Книги Арды" Наталии Некрасовой , диссертаций, статей, сообществ толкинистов.
Но загадка так и не разгаданная.

Важно сказать и о динамике мифа. "Властелин колец" - это завершение Третьей эпохи, когда миф становится мифом. Мир изменился, волшебство и сказка покидает мир, переходят в область мифологии. Происходит интериоризация архетипа, без которого аллюзия на наш мир, Четвертая эпоха, была бы мертвой. Но она живет, а мы? В погоне за материальными благами мы забываем о мифе, поэзии, философии, религии, духовности - жизненно важных системах материи нашего мира. "Властелин колец" - напоминание о них. Может быть поэтому так тянет перечитывать этот роман и пересматривать фильмы, переслушивать The Bards's song и созерцать прекрасные образы Хоббитании, мрачные пики Барад-Дура, золото Ривенделла, слышать боевой клич "Вперед, эорлинги!" и верить.

Комментарии


Спасибо за цитату Лосева!


Спасибо, что читаете