Больше рецензий

9 октября 2020 г. 21:59

1K

3.5 (18+) «Пора бы уже перестать втирать, что раньше мы жили лучше». (с)

картинка Caramelia

⠀⠀⠀Встретив книгу «Кинг-конг теория» Виржин Депант случайно в рекомендациях одной феминистки, я захотела прочитать её. В чём заключается мой интерес? Во-первых, я сама феминистка, и мне всегда интересны книги на эту тему. Во-вторых, Виржини Депант — экстравагантная дама, которая умеет привлечь внимание к себе. Когда-то я читала о ней и о её романе «Тр#хни меня», который пытались запретить в России. Яркая и удивительная женщина. Именно благодаря её личности эта книга стала ещё более желанной. И, в-третьих, это не просто книга с теориями и историей феминизма, здесь читатель встретит личные переживания, размышления женщины, которая многое пережила в своей жизни. Её стиль «убийственный», увлекательный и жёсткий. После прочтения книга оставила больше положительных эмоций, чем негативных. Проводя параллель с фильмом о Кинг-Конге, женщина бросает вызов всему, что актуально сейчас. В некоторых местах всё же можно поспорить со скандальной французской писательницей. Но обо всём по порядку.

О чём эта книга?

⠀⠀⠀Книга — это сборник личных эссе, которые наполнены реальными историями и переживаниями. Книга не представляет собой теорию или историю феминизма. Её можно условно поделить на несколько основных тем: порнография, изнасилования, роль женщины и проблемы мужчины, призыв писательницы. Я кратко пройдусь по каждой обозначенной теме и постараюсь выделить основные мысли. Кроме того, будет небольшая вставка критики или замечаний (дополнений).

⠀⠀⠀Для кого рассчитана эту книга? В. Депант чётко и ясно обозначает целевую аудиторию своей книги: «Я пишу от уродок и для уродок, для старух, ..., фригидных, ..., ..., психованных, истеричек, для всех, кто не котируется на рынке хороших телок. Хочу сразу внести ясность: я не собираюсь ни ныть, ни каяться. Я бы не променяла свое место ни на чье другое, потому что, на мой вкус, быть Виржини Депант интереснее всех прочих занятий на свете». Начиная с этих слов, авторка сразу расставляет точки над "и". Сильно, жёстко, но точно.

⠀⠀⠀Авторка долгое время была далека от феминизма, и каждый раз — шаг за шагом — становилась ближе к идеалам феминизма. Несмотря на то женщина живёт в достаточно продвинутой стране — во Франции, даже там есть проблемы с дискриминацией. Например, женщины всё ещё получают меньше, чем мужчины. У нас люди свыклись с мыслью (и пока не могут окончательно отвыкнуть), что женщины всё ещё неполноценны и их независимость приведёт к полному упадку общества.

⠀⠀⠀§Первая тема — женщина сегодня и её роль. Так как книга — это смешение идей и личной истории, авторка начинает с того, что она не считает себя красивой или женственной. Ей плевать на это. Ей не стыдно быть не красоткой. «Как женщина я скорее Кинг-Конг, чем Кейт Мосс». И сразу же отмечает современную проблему, которую так часто можно встретить в массовой культуре: редко можно встретить женских персонажей, которые обычные, неприметные, неспособные привлечь внимание мужчин (как раз мы видим в кинематографе ситуацию наоборот). Девушки — раскрепощённые, соблазнительные, женственные. Или же они простые, но могут запросто привлечь внимание классного мужчины. Критикую такой образ, авторка говорит, что ей приятнее быть желающей, чем желаемой. Не существует идеала женщины, которая может соответствовать всем стандартам (например, образ соблазнительной дамы, но не шл#хи, или удачно вышедшей замуж, но не растворившейся в своём муже). Авторка выделяет и такой парадокс: в общем, мужчины не понимают, какую женщину они хотят перед собой видеть. Всегда есть какие-то претензии: «Мы строим из себя жертв, то мы не так #бёмся, то мы развратные сучки, то слишком романтичные и ранимые». То ли много порно, то ли много чувств.

⠀⠀⠀Продолжая эту тему, я отмечу ещё несколько положений. В. Депант чётко обозначает личные границы женщины: никого не должно волновать, как трогает себя женщина. Это её полное право распоряжаться своим телом и в#гиной. В этой теме важно указать и подтему материнства. Многие люди до сих пор думают, что это воспитание детей — это чисто женский опыт. Зачем мужчинам лезть на чужую территорию? Кроме того, сами женщины говорят, что рождение — это самое прекрасное-распрекрасное на свете. И это действительно может быть так для них, никто не спорит, но уже становится абсурдным, когда пытаются внушить это всем остальным. Якобы женщина неполноценна без ребёнка. Авторка связывает это и остальные женские проблемы с тем, что обществу выгодно видеть поражение за поражением у женщин.

⠀⠀⠀§Тема проблемы мужчин. Феминистская революция не привела к изменению положения в семейной жизни. Женщины остаются уборщицами, кулинарками, матерями (и сразу отцами) и так далее. Процесс привлечения мужчин в эту сферу тянется слишком долго, порой нежеланно. Но отцы важны в жизни детей. Почему? В. Депант говорит следующее. Отцы могут научить своих детей многому: например, девочек — тому, что они способны на физическую силу и самостоятельность, а мальчиков — тому, что мачизм — это ловушка и ошибка. Наверное, каждый слышал такое выражение в разных интерпретациях: будь настоящим мужчиной. Перестань плакать, не будь хлюпиком, стыдись своей хрупкости. Забудь своё детство. Переживай из-за размера полового органа. Слабости? Забудь о них. Сразу вспоминается видео с Синтией Никсон «Be a lady». Теперь представьте такую мужскую интерпретацию.

⠀⠀⠀§Тема насилия и изнасилования. Авторка на примере своего печального опыта начинает размышлять на эту тему. У нас действует простой принцип виктимблейминга. Если бы девушка не хотела, она бы закричала, сопротивлялась, боролась до последнего. А если девушка в процессе самообороны убьет насильника, то её всё же осуждают. То есть сопротивляйся, но не рань и не убей. Женщинам мало доверяют. Авторка считает, что мужчины осуждают в целом изнасилования, но они запросто одобряют то, что делают они сами. Изнасиловали? Иди в полицию. Но, как говорит Депант, «ментовский закон — мужской закон». Есть и другая проблема. Люди, испытавшие насилие или изнасилование, не хотят называть эти явления своими именами. Человек просто толкнул, мы немного повздорили. Люди всё ещё боятся говорить о насилии, особенно когда их потом будут осуждать за это. При этом есть идеальный образ изнасилованной: травмированная девушка, которая теперь никогда не должна иметь отношения с противоположным полом, боится темноты и самостоятельности. Прекрасный пример идеального образа, который надумали себе люди, — это Диана Шурыгина. Вдруг снова изнасилуют, вдруг кто-то узнает и постыдиться. Стыд и срам, пора в горы и в забвенье. Вывод: пора прекратить бояться называть всё своими именами, пора стать воительницами и прекратить бояться. Нужно показать, что насилие над собой — это неправильно. Девушки тоже могут дат отпор.

⠀⠀⠀§Тема проституции. Тяжёлая тема, к которой я всё никак не могу сформировать своё мнение. Но эту тему, естественно, невозможно обойти стороной. Авторка отмечает, что эта профессия волнует всех, в то же время никого не волнуют ни другие виды работы, которыми занимаются женщины, да и мужчины, ни убогие зарплаты. Лучше стать бездомной, чем проституткой, как могут посчитать люди. В. Депант приводит такой пример по поводу проституции: если проститутка будет вести свой бизнес в достойных условиях, как косметологи, будет свободна от правового давления, то образ замужней женщины потеряет смысл. Женщин стигматизируют в случае проституции и называют жертвами. Для писательницы проституция стала важным этапом восстановления после изнасилования. Она не видит разницы между женственностью гламурных журналов от женственности обычных шл#х. Она считает, что проституция возмущает людей из-за того, что женщина отдаляется от домашнего очага и получает удовольствие. Часто показывают нам образы обречённых женщин-проституток. Но есть женщины, которые довольны этой профессией. В рамках этой темы авторка делает ясный для всей вывод: «Насилие — это контроль над нами, когда за нас решают, что достойно, а что нет».

⠀⠀⠀§Тема порнографии. Авторка начинает с того, что порно обвиняют в оправдании групповых изнасилований, межполовом насилии и так далее. Она подчёркивает, что наши сексуальные фантазии говорят о нас лишь косвенно. Нельзя по ним судить о нас и о нашей личности. По её мнению, порно отражает выгодное положение мужчин, где обесценивается роль женщины, которая должна быть идеальна, не притворяться, громко стонать. Женщина должно соответствовать мужскому взгляду.

⠀⠀⠀Призыв В. Депант. Феминистская революция свершилась, но она не затронула проблему мужественности. «А правда в том, что женщины – такие же твари, как мужчины, а мужчины – такие же шл#хи и такие же матери, как женщины, все одинаково и вперемешку». Она призывает избавиться от мачизма. Мачизм — ловушка и ошибка, маскарад и просто кино. В. Депант ставит перед читателем риторический вопрос: «Когда же наступит мужская эмансипация?».

Феминизм – это революция, а не перераспределение маркетинговых задач и не смутная реклама минета или свинга, он даже не сводится к вопросу увеличения женских зарплат. Феминизм – это коллективное приключение: для женщин, мужчин и для всех остальных. Революция, которая уже идет полным ходом. Новая картина мира, новый выбор. Не надо противопоставлять мелкие женские выгоды мелким приобретениям мужчин – надо просто взорвать все это к чертовой матери.

⠀⠀⠀Теперь несколько моих замечаний и дополнений. Во-первых, обобщения. Они повсюду, к сожалению. Возможно, я бы не обратила внимание, если она не сделал акцент на одном моменте: «....любой придурок с х#ем наперевес считает себя вправе говорить от имени всех мужчин, мужественности, племени воинов, господ, хозяев, а следовательно, и учить меня, что такое женственность». Этой идей она отвергает мужчин-феминистов. Этой идей она акцентирует наше внимание на жёстком обобщении, которое неприемлемо, по моему мнению. То же обобщение будет в следующем замечании. Она сама критикует мужчин, которые сводят женщин к единому знаменателю, но сама делает то же самое. Во-вторых, на протяжении книги можно проследить нелюбовь писательницы к институту брака, непризнание замужества ни в каком виде. Она слишком обобщает проблему. Институт брак во многом устарел, но есть люди, которые женятся и строят более-менее прочное партнерство, даже без экономического подтекста. Лично знаю несколько таких примеров. Чувствуется её предвзятость к этой теме. В-третьем, говоря о порно, авторка не упомянула про этичное порно, про которое всё чаще говорят. В-четвёртом, чувствуется неприкрытая критика пластической хирургии со стороны авторки. И здесь хочется вставить комментарий: пластика — это не плохо, когда не переходит грани разумного. Подправить носик? Есть деньги, желание — делай. Делать копию какой-то актрисы? Это странно. Сделать миллион операций? Уже абсурд. Авторка как будто намеренно обходит эту тему, говорит вокруг да около, не особо уделяя внимания пластической хирургии. В-пятом, периодически мне казалась предвзятость авторки по отношению к разным проблемам. Как, например, в случае замужества. Феминизм — это не про то, чтобы уважать всех женщин и чтить за то, что они просто есть. Но она как будто настраивает одних женщин против других. Плюс настраивает против некоторых явлений (например, пластическая хирургия).

⠀⠀⠀Если говорить про стиль авторки, то он сильный, эмоциональный. Текст получился провокационным, убийственным и увлекательным. Несмотря на то, что у В. Депант сильный слог, есть всё же места, в которых чёрт ногу сломит (глава про изнасилования), то есть слишком большые предложения, которые могут только запутать.

⠀⠀⠀Плюсы: личная история, стиль, идеи об изнасиловании. Минусы: обобщения, противоречия, иногда сложный синтаксис, который мешает читать.

Выводы:
⠀⠀⠀Эта книга — громкий манифест женщины-феминистки, которая призывает обратить внимание не только на роль женщины, но и на роль мужчины. Про проблемы женщин мы давно всё знаем. Но есть проблемы мужчин. Их тоже дискриминируют, хоть и меньше, чем женщин; им тоже приписывают идеалы, которым они якобы должны следовать. То есть это призыв к мужской эмансипации — избавиться от мачизма, осознать свою роль в воспитании детей, в управлении домашним хозяйством, в отношениях и в мире в целом. В книге можно встретить массу интересных размышлений, которые очевидны, но они написаны жёстким, интересным стилем. Плюс есть личная история, и поэтому хочется читать дальше. Но в то же время есть и противоречия, которые портят впечатления о книге. Следует ли читать эту книгу? Я бы посоветовала вам эту книгу, если вам интересна не только тема феминизма, но и тема мужской дискриминации. Книга небольшая, читается несложно и довольно часто легко. Она отразила самые тяжёлые и противоречивые положения феминизма в наше время.
картинка Caramelia

Комментарии


Спасибо за подробный и интересный обзор! Понравились Ваши дополнения к книге... складывается впечатление, что предвзятости всё же в ней много. Но я тоже уверена, что такие книги, написанные в "убийственном" стиле, нужны. Иначе сложно привлечь внимание к проблемам.

То есть это призыв к мужской эмансипации — избавиться от мачизма, осознать свою роль в воспитании детей, в управлении домашним хозяйством, в отношениях и в мире в целом.

Мужская эмансипация очень важна, хотя идёт сильно со скрипом... От высказываний в стиле "ты же девочка", "ты же мальчик" страдают все.


Спасибо Вам за комментарий! Предвзятость есть, но есть и сильные идеи, которым, увы, всё ещё мало людей хотят уделять внимание. Как, например, мужская эмансипация.