Больше рецензий

8 октября 2020 г. 17:49

479

5

Очень люблю хорошие хорроры, закрученные на мистике. Попадается их, увы, не так много, но зато когда находишь - просто пир для разума.

Знаете, вот говорят: "Нет пророка в своём отечестве". И когда говорят о мастерах ужаса, то вспоминают Кинга, Кунца, Баркера (Баркера я из этой знаменитой триады, к слову, больше всех люблю). Однако у нас есть авторы не вторичные, самобытные. Мастера слога и образа ничуть не хуже тех, кто получил мировую славу. В чём-то их творчество может зацепить даже больше, потому что основываются их тексты на наших реалиях, на наших суевериях и легендах. А уж своей тёмной мистики в наших реалиях действительно хватает - бери и вдохновляйся:).

"Кладбище ведьм" меня зацепило с первых строк. На тот момент я уже познакомилась с восхитительным авторским слогом по рассказам в сборнике "Ловец богов". Удачных хоррор-рассказов мне попадалось, к слову, больше, чем романов. Тяжело держать читателя в напряжении, сохраняя градус настолько, чтобы не "немела" нервная система, когда постоянное чёрное просто размывается в сплошной серый и не "торкает". В этом смысле у краткой формы есть неоспоримое преимущество - возможность удержать накал до развязки. "Кладбищу" это удаётся даже в рамках своей формы, причём не посредством наращивания шока, а совокупностью признаков - от детективной составляющей до потрясающей мистической.
Старая деревенская мистика - вот эта, с детства нам многим знакомая, про заброшенные дома в деревне, заговоры стрёмных на вид старушек, ореол таинственности, туго закрученный на далёких ещё языческих представлениях о реальности, дошедший на наших дней. (Автор явно в теме, что не может не радовать.) А по другую сторону - знакомые будни, печальная жизнь совершенно рядовых людей, живущих, может, прямо за соседней дверью. Столкновение с необъяснимым, но очень знакомым, от чего действительно мурашки по коже.
Есть вещи, от которых всё переворачивается. Жуткие, неприглядные вещи, которых, увы, и в жизни хватает. И при этом, несмотря ни на что, сохраняется что-то хорошее, настоящее, ради чего стоит жить, ради чего стоит подняться чуть ли не из мёртвых (а иной раз и не "чуть ли не"), чтобы бороться.
Описания, как и говорила, мастерские. В книгу ныряешь, даже когда читаешь, как я, кусками. Поступь призраков буквально слышишь за спиной. За героями, какие бы эмоции они не вызывали, продолжаешь следить с напряжением, потому что уж что-что, а равнодушными здесь не оставляет никто. И как раз то, что центровая линия складывается из разных линий персонажей, заставляет роман играть разными гранями. Возвращаясь к сказанному выше - о том, что рассказы выходят чаще более удачными, чем романы - здесь именно переплетённые в тугой клубок несколько жизней создают необыкновенный эффект вгружения и не отпускающего напряжения.

Как бы рассказать, чтоб не заспойлерить... Сюжет очень лихо закручен. Даже когда начинаешь понимать, "кто", почти до конца не понимаешь, "как", и вот это как раз отдельной строкой офигенно. И когда узнаёшь подоплёку происходящего - хочется аплодировать, натурально.
На открытый конец можно ругаться, можно ему радоваться. В хорроре открытые концы - уже своего рода классика, потому что мало что пугает человека так, как его собственная фантазия и неизвестность:).
Здесь концовка, честно говоря, более чем уместна. И нет так раздражающего подчас "искусственного нагнетания", когда прям видишь, что автору очень хотелось поставить жирное многоточие помрачнее. Это иной раз крепко портит впечатление даже от очень хорошего текста.

Резюмируя - это одна из лучших книг, которые я читала в данном жанре в принципе, а читала я их немало. Большое спасибо автору.