Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2012 г. 23:39

909

3

Из всех искусств важнейшим для нас является кино.
В.И.Ленин.

Какая точная фраза-то для века нынешнего, когда не столько герои делают фильм, сколько фильм делает героев, мифологизируя и слегка искажая факты. Ну кто знал об Оскаре Шиндлере до знаменитого оскароносного фильма Спилберга ''Список Шиндлера''? Пожалуй, никто. И уж тем более, мало кто слышал или читал роман Томаса Кэнелли ''Ковчег Шиндлера'' - это название более точное и правильное как по смыслу так и по оригинальному названию. Книга в 1982 году получила Букеровскую премию. Насколько справедливо…кхм…кхм…думаю, что не совсем заслуженно именно с литературной точки зрения, не говоря уже о достоверности исторической личности Шиндлера.

Много всего...


Что не понравилось.
1.Язык. Абсолютно романно-бульварный язык, словно в дамском романе про рыцарей и драконов, былинно-сказочный зачин о том, что мы сейчас вам расскажем, как добродетель победила зло. Возможно, в сказках такой тон вполне хорош и мил, но милый тон в книге о войне, описывающей зверства СС в лице Амона Гета, описывающей историю концлагерей, звучит совершенно не к месту.

2.Абсолютно мифологичный образ Оскара Шиндлера, имеющий мало общего с реальным человеком: нацистом, членом НСДАП, ловким дельцом, сотрудником Абвера, безусловно, умным человеком, любимцем женщин; человеком, для которого война не стала потрясением, а позволила устроить вполне неплохую жизнь за счет эксплуатации евреев из ''трудового лагеря'', а после войны ловко сумевшего пережить капитуляцию Германии и избежать трибунала. Удивительно, но Кэнелли как-то очень завуалированно обходит самые острые и интересные моменты в биографии Шиндлера:
И снова в виде извинения для молодого Оскара можно упомянуть, что он согласился работать на Канариса как агент абвера, потому что это позволяло ему избежать службы в армии.
Интересно, а на каких именно документах основывает свои домыслы Кэннели? Если сам Шиндлер в письме к одному из своих израильских друзей пишет: Как немец, я был заинтересован в присоединении немецкого пограничья Чехословакии к Империи.
Ну, и до этого несколько раз упоминал, что хотел ''подзаработать''.
И такие обходные маневры будут по всей книге, будут упущены многие детали, которые задокументированы и находятся в архивах Брненца: что Шиндлер не взятками выбил место в Бренце, а поступило распоряжение из Берлина о переводе предприятия дальше за линию фронта, что реально не могло существовать фиктивной фабрики на территории концлагеря Гросс-Розен, что на самом деле существуют несколько списков заключенных Брненца, но ни к одному их них Шиндлер отношения не имеет. В книге абсолютно не показаны внутренние противоречия немца, абсолютно. Интереснейшая личность оказывается на поверку картонно-пресного вкуса, без внутренних мотивов, без противоречий. Он был рисковый, азартный, неоднозначный и умный. В книге же Кэнели - исключительно добродетельный, почти святоша, что выглядит довольно странно, когда в анамнезе есть нацизм, 6 судимостей, использование евреев на своих заводах, а смертность в Брненце была самой высокой по всему Гросс-Розену. Переход от дельца к святоше слишком резкий. Ничем не объяснимый. Но Кэнелли не заморачивается с объяснением мотивов и причин, он как-то совершенно априори ставит Шиндлера в разряд добродетели. И всё тут. А Шиндлер, настоящий Шиндлер интересен своей неоднозначностью.
Праведником Шиндлер становится в наших глазах, в глазах Кэнелли, наверное потому, что нам приятнее верить в высшие побуждения, верить в то, что убежденный нацист Шиндлер спасал людей из сострадания, чем из-за спасения собственной шкуры. Но главное, всё-таки, что люди были спасены. Какими способами и по каким мотивам, возможно, уже и не важно совсем. Просто книга Кэнелли мне не понравилась.

А вот ещё несколько имен: люди, которые спасали других людей:
Николай Яковлевич Киселев и Хосе Артуро Кастельянос

Комментарии


В случае с этими евреями, не важен мотив, но результат. Плевать, почему он это делал, главное, что в итоге эти евреи смогли выжить. Я вот так думаю.
А книгу пока не читала, но собираюсь, раз она в подборке обязательной для прочтения.


Дело не в этом. Мне плевать тоже на мотив, важен результат. Дело в другом. В том, что на самом деле то, что считается Списком Шиндлера, является продовольственным списком.
Вот тут все довольно подробно описано. То есть, в романе Кэнелли есть некая доля голливудщины, интереснейшая личность показана настолько однобоко, что просто непонятно что это за человек и что им двигало.


Чтобы дискутировать с вами - было бы неплохо прочесть книгу :)
Но интересно. За ссылку спасибо. Вернусь к ней, когда буду читать книгу.


Очень интересно будет сравнить потом впечатления. Я, кстати, вполне понимаю чем книга может нравится, но мне вот она не пришлась ))


Эх, а мне почему-то не плевать на мотив...
Прочла текст по ссылке... Честно говоря, я в шоке: развенчан один из любимых моих образов... Таааак жаль) Теперь захочу пересмотреть фильм и буду думать, что он далеко не достоверен с исторической точки зрения, а мне это важно.
Из комментариев по ссылке:

Можно, конечно, утверждать, что Спилберг выполнял определенный заказ. Но, насколько я помню, в конце фильма к его могиле подходят евреи, которых он спас. Это уже пожилые люди и мне кажется, что заставить их соврать очень тяжело


Меня вот тоже "парит" эта финальная часть фильма больше, чем все, что до нее.

Охо-хо, спасибо за рецензию и познавательную информацию, хотя и грустную) И книжку-то расхотелось читать)


Я чуть ниже по поводу фильма ответила alsoda . Для меня фильм оказался именно о нацисте, он в центральном кадре у Спилберга. Он нам показал чудовище. Я не думаю, что Спилберг снимал на заказ. А в конце шли люди, которые просто благодарны за жизнь, за то, что выжили, несмотря ни на что.
Реальная история Оскара Шиндлера для меня стала разочарованием 2006 года, когда один мой друг историк ''раскрыл'' глаза на настоящего Шиндлера. Но, чем больше я читала о нем, тем больше меня интересовало реальное лицо, а не киношное. Оно оказалось глубже, интереснее и противоречивее. Настоящий Джентльмен удачи :)


А почему ссылок нет?


А мне фильм понравился - игрой любимого Рэйфа Файнса ))
В книге я предполагал нечто подобное, спасибо, что подтвердили мои подозрения )


Даниил, мне кажется, что у Спилберга фильм получился умнее, чем книга у Кэнелли :) Спилберг абсолютно четко и точно снимал фильм о нацисте Амоне Гете, чтобы наглядно продемонстрировать чудовищность этого явления: нацизм, концлагеря, издевательства. Когда человек перестает быть человеком. Ведь Файнса снимали со всех ракурсов: прозрачные глаза, тонкие нервные руки, выразительно-холодное лицо. Снимали фильм о чудовище. Шиндлер в фильме присутствует, как декорация, как рамочка которая обеспечит традиционно-голливудский хеппи-энд.
А Файнс бесконечно гениален в роли Гета. Да он вообще везде гениален :)))


Да-да-да. Согласен полностью! Ничего не имею против Нисона, но рядом с Файнсом он выглядел бледно, хоть и старался. Не спасла даже слезливая сцена в конце.
А книгу, может, и прочитаю, когда время будет )


Нисон просто очень красиво и фактурно присутствовал в кадре :)

Я тут подумала, что, может, книгу лучше на английском читать, потому что стилистика может и переводчиками придумана.


Юля, ты сделала замечательную вещь - очень наглядно отделила жизнь от литературы. был такой Шиндлер, сделал что-то хорошее, спасибо ему за это. Но это абсолютно не делает литературного персонажа Шиндлера священной коровой. Плохо сделанная книга есть плохо сделанная книга. Грубо говоря, поставив такому произведению низкую оценку, читатель не убивает бедных евреев, не поддерживает нацизм, не умаляет заслуг реального Шиндлера.
Когда дело касается значимых вещей важно все-таки отличать жизнь от книги.


У меня рука как-то сразу поднялась на низкую оценку :)) Если бы автор добавил ещё сиропу, то влепила бы одну звезду, а так...совсем никак. На самом деле, автор несет ответственность исключительно сам перед собой. А в реальной жизни частенько бывает всё иначе.


Автор ведь не биографию пытался писать...


Ну, тут такое дело...автор может писать всё, что ему угодно и как ему захочется, это мера его ответственности перед собой и той историей, что он пишет, а читатель, то есть, в данном случае - я, имеет право влепить низкую оценку, если книга не понравилась. Потому что литература всё же отличается от жизни :))))


я-то читать не буду, мне фильма хватит :]