Больше рецензий

6 октября 2020 г. 21:44

439

2.5

Стимпанк от русской писательницы - это довольно резкий переход от почти месяца в Барселоне с готикой, но в то же время желанная смена жанра.
В основе книги - история семьи Баллантайн, члены которой обладают секретом производства особых кукл. Они сделаны не из пластика или фарфора, а из... людей. Баллантайны берут тела умерших, и с помощью машин превращают их в эдаких механических роботов, которые созданы служить своим хозяев. Вот только лишить воспоминаний прошлой жизни кукловоды не могут - поэтому внутри куклы до сих пор живые люди, которые помнят о том, кем они были и как жили, и мечтают вырваться из проклятого дома.

Это, конечно, явный самиздат, особенно после такой сильной (даже в переводе) литературы, как Зафон. В первых двуч частях было довольно интересно, что автор сможет придумать с этим сеттингом, но за персонажей переживать у меня не получалось, они настолько схематично наброшены, что видеть в них больше, чем одномерных героев визуальной новеллы у меня не получалось. (Кстати, если бы по этому сюжету сделали игру в стиле новеллы, мне кажется, вышло бы отлично. И темп, и персонажи, и стилистика гораздо больше подходят под такой формат).
Наверно, если бы книга была написана чуть более богатым языком, я бы назвала ее "динамичной", но как есть, она "на скорую руку", действие развивается чересчур быстро, действия описываются минимальным количеством слов, а на миростроение автор, кажется, вообще не выделила время.
Кажется, книга вылилась из небольшой новеллы, потому что первые 50 страниц книги занимает повествование о примерно 20-ти годах жизни главного героя, а последующие несколько месяцев занимают оставшиеся 400 страниц. Действие замедляется хронологически, но это не означает, что персонажи получают больше глубины, или мы узнаем дополнительные детали о мире. К сожалению, в целом мир книги остается скорее эскизом, нежели ярким пейзажем.

Некая смена жанра происходит на третьей части - теперь это уже не стимпанк, а "вудупанк", как называет его сама автор. Повествование фокусируется на отношениях одной пары, и с одной стороны мир стал интереснее с вуду практиками, големами, заклинаниями, но с другой - уж очень мыльно описаны отношения между главными героями, Эвелин и Эстьеном (даже имена как из фанфика). Прямо как со страниц фикбука, тут и страстные поцелуи, и ссоры в машины, и зацеловывание слез - в общем, мне было даже немного стыдно такое читать, пацаны не поймут. Ну и герои из предыдущих частей остепенились, и уже не ведут восстания против императора, а говорят о чувствах на качелях у моря, воспитывают детей и готовят друг другу завтраки. Кажется, автор переживала медовый месяц, когда дописывала книгу, так как становится ванильно донельзя.
Плюс, откуда-то внезапно берется магия, которой обладают брат и сестра главной героини (тут вообще отдельная песня, это тринадцатилетние близнецы в инцестных отношениях, и целая сюжетная линия про то, как вся остальная семья пытается их разлучить и дать понять, что целоваться со своим братом - это плохо. Ланнистеры на минималках).

Я бы поставила книге 6 из 10, но третья часть меня заставила еще более снизить оценку, потому что так резко менять жанр и начинать писать о любовных похождениях и детском инцесте не должно быть позволено ни одному автору.